Задачи психологии труда и инженерной психологии

Есть две главные задачи психологии труда и инженерной психологии:

  1. Повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.
  2. Гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

В настоящее время существует несколько классификаций частных задач психологии труда и инженерной психологии. Наиболее простая и общая классификация представляет собой разделение задач на теоретические (исследовательские) и прикладные.

Первая группа задач (повышение производительности, эффективности трудовой деятельности) обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

  • -исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в ходе ее осуществления;
  • изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и обеспечения определенного уровня ее эффективности;
  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
  • исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
  • раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
  • изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;
  • раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности;
  • установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности и разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;
  • изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности;
  • раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности - ее стрессустойчивости;
  • раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологически представлений, сформулированных в теории деятельности;
  • разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности;
  • установление закономерностей структуры способностей субъекта и развитие необходимых способностей в процессе овладения деятельностью;
  • исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач (гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней) определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

  • разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;
  • развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме -профессиональной ориентации личности;
  • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;
  • психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;
  • разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (отбор, подбор, набор, «вербовка» кадров);
  • разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда;
  • определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;
  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;
  • определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
  • разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;
  • разработка норм, правил и процедур техники безопасности;
  • содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными.

Ключевые слова: Труд
Материалы по теме
Понятие и сущность рынка труда и занятости
Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. - Институциональная экономика бизнес и занятость учебное...
Психологическая структура профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Методы стимулирования труда
Дейнека А.В., Управление персоналом
Профессиональный цикл
...
Мотивация и удовлетворенность трудом
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Профессиональное просвещение
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Формы проявления труда
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Оставить комментарий