Задачи психологии труда и инженерной психологии

Есть две главные задачи психологии труда и инженерной психологии:

  1. Повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.
  2. Гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

В настоящее время существует несколько классификаций частных задач психологии труда и инженерной психологии. Наиболее простая и общая классификация представляет собой разделение задач на теоретические (исследовательские) и прикладные.

Первая группа задач (повышение производительности, эффективности трудовой деятельности) обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

  • -исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в ходе ее осуществления;
  • изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и обеспечения определенного уровня ее эффективности;
  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
  • исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
  • раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
  • изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;
  • раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности;
  • установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности и разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;
  • изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности;
  • раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности - ее стрессустойчивости;
  • раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологически представлений, сформулированных в теории деятельности;
  • разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности;
  • установление закономерностей структуры способностей субъекта и развитие необходимых способностей в процессе овладения деятельностью;
  • исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач (гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней) определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

  • разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;
  • развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме -профессиональной ориентации личности;
  • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;
  • психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;
  • разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (отбор, подбор, набор, «вербовка» кадров);
  • разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда;
  • определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;
  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;
  • определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
  • разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;
  • разработка норм, правил и процедур техники безопасности;
  • содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными.

Ключевые слова: Труд
Материалы по теме
Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика"
Пряжников Н.С., Психология труда
Понятие, стороны и содержание трудового договора
Зюков П. Н., ТРУДОВОЕ ПРАВО Шпаргалки, 2009
Трудовой коллектив: понятие и виды
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Как определяют карьеру в психологии?
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Классификация профессиональных умений и навыков
...
Социальная эффективность труда
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Рынок труда: общие понятия
...
Экономические стимулы
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий