Задачи психологии труда и инженерной психологии

Есть две главные задачи психологии труда и инженерной психологии:

  1. Повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.
  2. Гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

В настоящее время существует несколько классификаций частных задач психологии труда и инженерной психологии. Наиболее простая и общая классификация представляет собой разделение задач на теоретические (исследовательские) и прикладные.

Первая группа задач (повышение производительности, эффективности трудовой деятельности) обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

  • -исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в ходе ее осуществления;
  • изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и обеспечения определенного уровня ее эффективности;
  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
  • исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
  • раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
  • изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;
  • раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности;
  • установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности и разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;
  • изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности;
  • раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности - ее стрессустойчивости;
  • раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологически представлений, сформулированных в теории деятельности;
  • разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности;
  • установление закономерностей структуры способностей субъекта и развитие необходимых способностей в процессе овладения деятельностью;
  • исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач (гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней) определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

  • разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;
  • развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме -профессиональной ориентации личности;
  • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;
  • психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;
  • разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (отбор, подбор, набор, «вербовка» кадров);
  • разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда;
  • определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;
  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;
  • определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
  • разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;
  • разработка норм, правил и процедур техники безопасности;
  • содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными.

Темы: 
Материалы по теме
Структура занятости населения
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Профсоюзы и трудовые конфликты
Липсиц И.В., Экономика
Анализ рынка труда и структуры занятости
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Трудовая адаптация, ее сущность и виды
Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И., Психология труда
Профессиональный стресс
Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции
Трудовое право как отрасль
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Карьера журналиста и психология журналистской работы
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Период утомления
...
Оставить комментарий