Задачи, полномочия и система налоговых органов

Основной объем работ по надзору за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками исполняют государственные органы, относящиеся к различным ветвям власти. Они бывают трех видов.
1. Налоговые инспекции. Они входят в единую государственную систему налоговых органов Российской Федерации, деятельность которой регулируется Налоговым кодексом РФ.

Единая независимая централизованная система налоговых органов РФ состоит из трех звеньев:
1) Министерство РФ по налогам и сборам;
2) государственные налоговые инспекции республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3) налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

Основное назначение этих органов заключается в осуществлении контроля за налогоплательщиками. Функции налоговых инспекций довольно обширны. Налоговые инспекции:
а) обеспечивают учет налогоплательщиков;
б) контролируют своевременность представления налогоплательщиками необходимых финансовых документов и определяют их достоверность;
в) обеспечивают правильность применения финансовых санкций;
г) осуществляют осмотр, фиксацию содержания и изъятие необходимых документов;
д) получают от предприятий, банков необходимые финансовые доказательства;
е) приостанавливают операции организаций по расчетным и другим счетам и осуществляют другие функции.

Как видим, налоговые инспекции являются самостоятельным государственным органом, который может проводить необходимые процессуальные действия и налагать меры налоговой ответственности.

2. Органы налоговой полиции. Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» они призваны обеспечить экономическую безопасность России.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее — ФСНП РФ);
• органы налоговой полиции в республиках, автономных краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (управления, отделы) — территориальные органы налоговой полиции;
• органы налоговой полиции городов, районов, а также межрайонные отделы управлений ФСНП (местные органы налоговой полиции).

В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения для обеспечения их деятельности.

Задачами органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, и преж-• де всего налоговых преступлений.

Для выполнения этой очень важной задачи органы налоговой полиции наделяются большими полномочиями, к числу которых, в частности, относятся:
1) проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления, предупреждения преступлений и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения;
2) осуществлять проверки налогоплательщиков и применять соответствующие санкции;
3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
4) беспрепятственно входить в помещения, используемые в целях извлечения доходов, и обследовать их;
5) выносить письменные предостережения с требованиями устранения нарушений налогового законодательства;
6) осуществлять административное задержание;
7) налагать административный арест на имущество организаций и граждан.

3. Органы Федерального казначейства. Эти органы находятся в подчинении Министерства финансов РФ. В их систему входят:

• Главное управление Федерального казначейства;
• федеральные казначейства республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
• казначейства районов в городах.

Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета.

Среди прав, которыми наделены органы Федерального казначейства Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г., имеется и право применять меры принудительного воздействия:
• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственной власти и предприятий, организаций и учреждений установления выявленных нарушений;
• приостанавливать операции по их счетам;
• выдавать предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
• налагать на предприятия штрафы в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
• налагать штрафы на банки в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в бюджет.

Автономное существование налогового законодательства, особенности, присущие налоговому праву, как представляется, заставляют думать о возникновении и особой процессуальной отрасли — налогово-процессуального права. Об этом свидетельствует появление не только специальных финансовых органов, имеющих право налагать санкции за нарушение налогового законодательства, но и особого процессуального порядка наложения финансовых санкций. К сожалению, далеко не все, касающееся процесса наложения санкций, нашло отражение в законодательстве. Это и понятно. Финансовое право существовало ранее в сублимированном, неразвитом виде. Налоговая система в нашей стране практически отсутствовала, и налоговое законодательство в том числе. В настоящее время в связи с введением налогов развитие получает прежде всего материальное финансовое право и налоговое право в его составе. Налого-во-процессуальные нормы в небольшом количестве разбросаны в различных недавно изданных нормативных актах. Поскольку далеко не все, касающееся налогово-процессуального права, нашло отражение в законодательстве, приходится субсидиарно, т. е. дополнительно, применять нормы права, регулирующие сходные общественные отношения, и прежде всего нормы административно-процессуального права. Многие ученые, основываясь на этом, считают финансовые санкции разновидностью административных взысканий (только непонятно, почему же они не отражены в Кодексе об административных правонарушениях), а процесс их наложения — разновидностью административно-процессуального права. Думается, что они не правы, поскольку финансовые санкции имеют большую специфику, но еще более специфичны процессуальные действия финансовых органов, налагающих эти санкции.

Источник: 
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
Темы: