Взгляды на природу ощущений

На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предметов и явлений. С ощущений как бы начинается психика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материнского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь развернулись серьезные дискуссии по вопросам:

  • Можно ли считать ощущения человека основным источником знаний о себе и окружающем мире?
  • Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной действительности?

Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера:

«Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».

Наибольшие разногласия выявились между представителями идеалистического и материалистического мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы отгораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий реального мира, а возбуждают внутренние психические процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действительные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:

  • врожденные инстинкты не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного);
  • красота, гармония, добро, справедливость также не могут быть объяснены с позиций ощущений;
  • необъективность ощущений доказывают зрительные и слуховые иллюзии.

В пользу позиции «идеалистов» свидетельствуют и результаты исследований ощущения и восприятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет - психическое явление. Наша психика реагирует не на цвет как таковой, а на длину волны, излучаемую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же воспринимает данный цвет в силу субъективного усвоения жизненного опыта.

Позиция представителей материалистического мировоззрения противоположна:

  • объективное отражение реального мира человеком возможно и реализуется через исторически сформированные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерцает», - говорил Леонардо да Винчи);
  • ощущения являются главным источником знаний человека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способным ощущать;
  • ощущения животных, в отличие от ощущений человека, ограничены биологическими потребностями (например, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверхности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека.

Представители материализма возражают «субъективистам», приводя многочисленные факты из реальной жизни:

  • человек, лишенный от рождения способности, например, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собеседников так, как это доступно человеку с нормальным слухом;
  • ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка.;
  • ощущения чаще всего возникают и исчезают в те моменты, когда появляются и исчезают воздействия внешней среды;
  • различные внешние воздействия вызывают соответствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма дифференцированно отражают реальный мир;
  • человек, изолированный продолжительное время от воздействий внешнего мира (помещенный, например, в сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впоследствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».

Если бы сторонники этих противоположных взглядов могли внимательнее прислушаться друг к Другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому началу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.

Ключевые слова: Ощущение
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Опознавание образов в сенсорной системе
...
Общие свойства ощущений
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Ощущение и деятельность
Максименко С.Д., Общая психология
Основные характеристики приема информации оператором
...
Пороги ощущений и чувствительность
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Расстройства ощущений, восприятий, представлений
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Обонятельная система организма
...
Взаимодействие ощущений
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий