На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предметов и явлений. С ощущений как бы начинается психика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материнского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь развернулись серьезные дискуссии по вопросам:
- Можно ли считать ощущения человека основным источником знаний о себе и окружающем мире?
- Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной действительности?
Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера:
«Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».
Наибольшие разногласия выявились между представителями идеалистического и материалистического мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы отгораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий реального мира, а возбуждают внутренние психические процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действительные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:
- врожденные инстинкты не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного);
- красота, гармония, добро, справедливость также не могут быть объяснены с позиций ощущений;
- необъективность ощущений доказывают зрительные и слуховые иллюзии.
В пользу позиции «идеалистов» свидетельствуют и результаты исследований ощущения и восприятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет - психическое явление. Наша психика реагирует не на цвет как таковой, а на длину волны, излучаемую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же воспринимает данный цвет в силу субъективного усвоения жизненного опыта.
Позиция представителей материалистического мировоззрения противоположна:
- объективное отражение реального мира человеком возможно и реализуется через исторически сформированные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерцает», - говорил Леонардо да Винчи);
- ощущения являются главным источником знаний человека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способным ощущать;
- ощущения животных, в отличие от ощущений человека, ограничены биологическими потребностями (например, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверхности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека.
Представители материализма возражают «субъективистам», приводя многочисленные факты из реальной жизни:
- человек, лишенный от рождения способности, например, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собеседников так, как это доступно человеку с нормальным слухом;
- ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка.;
- ощущения чаще всего возникают и исчезают в те моменты, когда появляются и исчезают воздействия внешней среды;
- различные внешние воздействия вызывают соответствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма дифференцированно отражают реальный мир;
- человек, изолированный продолжительное время от воздействий внешнего мира (помещенный, например, в сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впоследствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».
Если бы сторонники этих противоположных взглядов могли внимательнее прислушаться друг к Другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому началу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.