Для первого периода характерны два уровня взглядов на понятие «душа»: уровень представлений о душе и уровень учений о душе.
Уровень представлений о душе (именно представлений, так как учений, естественно, еще не было) связан с религиозной верой, когда все удачи и неудачи, смерть, сон и другие явления объяснялись проявлениями души.
Так, в Ветхом Завете (описании бытия до рождения Иисуса Христа) говорилось, что тело человека создано Богом «из праха земного» и потому оно принадлежит земле («земля еси и в землю отыдеши»). Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Над телом и душой стоит дух, который выступает в роли судьи души и тела. Дух - сила, «изшедшая от Бога и проявляющаяся в страхе Божьем, совести и жажде Бога».
Последовательно господствовали взгляды на душу:
- анимизм, (вера в одухотворенность всего того, что есть на земле: камня, реки и др.);
- гилозоизм (жизнь - всеобщее свойство материи, наблюдаемый мир - целостное образование);
- панпсихизм (душа принадлежит всему на свете, но она тоже подчиняется естественным законам и в принципе может быть познана).
Уровень учения о душе связан с именами Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Теофраста и др.
Сократ (470-399 гг. до н. э.): душа как источник нравственности нематериальна и автономна относительно тела.
Демокрит (460-371 гг. до н. э.): душа — материальное образование из «огненных атомов», которые приходят в активное состояние под воздействием атомов объектов окружающей среды и рассеивающихся в пространстве после смерти тела. Взаимодействие этих типов атомов порождает ощущения внешнего мира.
Платон (427-347 гг. до н. э.): смертное тело и бессмертная душа. Душа неоднородна, состоит из частей, конфликтующих между собой.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.): три типа души (растительная, животная, человеческая) преемственны, имеют различную степень развития и активности. Первые два типа умирают вместе с телом. Третий тип отделим от тела, имеет божественную сущность.
Теофраст (372-287 гг. до н. э.): душа проявляется в 30 типах различных характеров.
Фома Аквииский (1226-1274): самопознание возможно через работу души.
Ф. Бэкон (1561-1626): душа и тело существуют раздельно, но есть душа божественная и душа телесная. Изучение души требует эмпирики и эксперимента, а не умозрительных подходов.
Декарт (1596-1650): сознание (вводится впервые!) - критерий для различения души от тела («мыслю, значит, существую»). Понятие рефлекса (впервые!): действия организма вызваны внешними воздействиями, которые по нервам перемещают телесные духи и напрягают определенные группы мышц. Психофизический подход к душе и телу: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.
Т. Гоббс (1588-1679): душа материальна, подчиняется законам механики. Схема психических процессов носит ассоциативный характер: воздействие предметов внешнего мира на организм - ощущения - представления как след ощущений - цепь мыслей.
Дж. Локк (1632-1704): в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях. Существует внешний опыт - для формирования простых идей через чувства и внутренний - для объединения простых идей в сложные.
Г. Лейбниц (1646-1716): в душе, состоящей из неделимых элементов - монад, идут неосознаваемые и осознаваемые процессы («малые перцепции» и « апперцепции»).
X. Вольф (1679-1754): понятие о способности как проявлении активности души. Термин «психология» предложен для всеобщего использования, хотя появление его связывают с более ранними периодами.
Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887): основы психофизики. Понятие порогов ощущений. Закон изменения ощущений как функции величины стимулов-воздействий.
И. Гербарт (1776-1841): психология должна использовать опыт, метафизику и математику. Понятие «порог сознания» как граница между бессознательным и сознанием. Понятие силы психических процессов.
Ч. Дарвин (1809-1882): некоторые формы поведения человека имеют эволюционное происхождение и основаны на естественном отборе. Процесс эволюционирования организмов базируется на функции выживания, адаптации к условиям окружающей среды. Г. Спенсер (1820-1903): принцип приспособления организмов к среде (ассоциации, сопровождаемые чувством удовольствия, закрепляются у человека и наследуются потомками). Понятие объективной и субъективной психологии.
Г. Гелъмгольц (1821-1894): организм - это физико-химическая среда, факт конечности скорости распространения нервных процессов. Начало исследования феномена «время реакции».
Ф. Гальтон (1822-1911): понятие «дифференциальная» психология (различия в психике людей обусловлены наследственностью, но не социальным опытом). Учение о евгенике: на основе законов наследственности создать породу особо одаренных людей. Метод «близнецов», метод статистической зависимости {корреляции) между свойствами психики. Идея использования тестов для определения индивидуальных различий.
К. Кавелин (1828-1885): изучение психики должно осуществляться не на физиологической основе, а на анализе ее проявления в творениях культуры. Личность рождается в единстве ее взаимодействия с окружающим миром и проявляется в волевых усилиях. Сознание и волю следует изучать субъективными методами.
А. Потебня (1835-1891): исследование психики необходимо вести с культурно-исторических позиций. Восприятие внешнего мира обусловлено тем, как он представлен в языке. Язык формирует мысль.
И. М. Сеченов (1829-1905): природа всех актов сознательной и бессознательной психики рефлекторна. Рефлекс - не простая пассивная физическая реакция психики на внешнее воздействие, а целостный развивающийся акт организма, согласование движения с чувствованием, выполняющим сигнальную роль. (Рецептор выполняет лишь сигнальную функцию для работы мышц. Сигналы мышечного чувства «обучают» индивида восприятию пространственно-временных свойств среды и основам элементарных свойств мышления. Далее в процессе жизни возникают высшие формы познания.) Основы для ввода понятия «обратной связи» как регулятора поведения (саморегуляция).
A. Лазурский (1874-1917): от изучения отдельных психических процессов к исследованию личности в целом, к «индивидуальной психологии», к построению системы классификации характеров личностей.
Н. Ланге (1858-1921): двигательный компонент первичен по отношению к внутренним психическим процессам (памяти, вниманию, восприятию, воле).
И. Павлов (1849-1936): саморегуляция работы организма осуществляется через нервную систему. Условные и безусловные рефлексы как механизмы адаптации к среде. Типы высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы.
B. Бехтерев (1857-1927): исследования человека должны проводиться с учетом знаний, полученных во всех науках. Психическая деятельность — это следовое явление преемственности (сочетания) аналогичных рефлексов во времени (сочетательных рефлексов).