А. Вытеснение и символизация психических содержаний. - Вытеснение связано с процессами порождения и использования символов как в бодрствующей жизни, так и в сновидениях. Хотя оно является не единственной предпосылкой символизации психических содержаний, тем не менее, его роль огромна и пока что, как мы полагаем, еще до конца не выяснена. Причем проблема символизации с помощью вытеснения актуальна не только для психологии личности и социальной психологии: она важна также для этнической психологии.
Вытеснение оказывает влияние также на все виды непроизвольного воображения - на порождение и динамику грез, галлюцинаций и сновидений. Еще З. Фрейд показал, например, что вытеснение психического содержания нередко появляется в сновидениях, причем частично в символизированном виде.
Мы считаем, что все виды символизации в той или иной мере обусловлены защитными механизмами вытеснения и подавления.
Б. Вытеснение и подсознательные образы. - Согласно психоанализу, при вытеснении и удержании нежелательных психических содержаний вне сферы сознания действуют две силы:
- те психические силы, исходящие от «Я», которые осуществляют вытеснение и (или) подавление;
- те силы, которые, находясь в подсознательном, действуют в противоположном направлении, т. е. против вытеснения.
Вытесняющие силы создают условия появления в сознании образных компенсаторных, заменяющих и символических содержаний; в то же самое время действующие в противоположном направлении силы, наоборот, тормозят процесс осознания образов. Высокий уровень облегчения и торможения приводят к состоянию динамического равновесия, и образы остаются вне сознания.
При внезапном нарушении этого равновесия в сферу сознания прорываются прежде заторможенные образы. Такое внезапное нарушение равновесия может наступить под воздействием различных «релизеров»: новых мотивов (например, усиления сексуальной потребности), принятия алкоголя и др.
Исходя из этих представлений ряд психоаналитиков предполагает. что имеют место непрерывные бессознательные процессы дневных «сновидений», т. е. грез (daydreaming) с участием зрительных образов. Переработка этих образных содержаний может привести к появлению некоторых неожиданных психических явлений, выражающихся в переходе бессознательных образов в сферу сознания. Если эти образные содержания неприятны для личности, то у нее создается такая же ситуация, какая возникает при восприятии внешних травмирующих событий.
В. К теории остроумия Фрейда. - Как известны, Фрейд считал шутки формами включения вытесненных из сознания и измененных психических содержаний и их дериватов в игру сознательных психических сил. Шутка - это особая техника преодоления вытеснения, причем то, что первоначально было неприятным, теперь уже становится источником удовольствия. Шутка, согласно Фрейду, - это только одно из тех средств, с помощью которых вытесненное неприятное становится приятным.
Возникает следующая проблема: какие еще существуют средства временного преодоления вытеснения, и нельзя ли, исследуя их, лучше понять подлинные механизмы вытеснения и его влияния на развитие и динамику личности?
Механизм вытеснения, и почему интеллектуалы «наивны»?
Знание механизма вытеснения необходимо для понимания многих социально-психологических явлений. В их числе - т. н. «наивность» тех людей, которые занимаются интеллектуальным трудом.
Когда человек много и последовательно занимается высокими в интеллектуальном отношении темами, духовной - в широком смысле - деятельностью, он невольно вытесняет из сферы своего сознания память о мерзостях жизни - о хитрости людей, обмане, эгоизме и жестокости и т. п. Более того, эти недостатки ему представляются нереальными. Поэтому он становится «наивным», и для него направленные на него коварные действия, даже простое хамство, оказываются неожиданными. У него могут отсутствовать средства психологической самозащиты против таких действий недоброжелателей и врагов.
Простые же люди, которые ежедневно живут в этой «грязи», лучше подготовлены для защиты своих интересов. поскольку сами большей частью являются подлыми и примитивно -хитрыми существами. Они в каждую минуту готовы как для нападения, так и для защиты. У них для этого есть и время, и наглость, и хамство и т. п. - все в достаточной степени. Встречаются, конечно, исключения.