Вытеснение и процессы памяти

Механизмы вытеснения и подавления,  теснейшим образом связаны с процессами памяти. Более того, в определенном аспекте они являются особыми механизмами работы человеческой памяти, причем не только та разновидность вытеснения, которую мы называем «естественным», незащитным вытеснением и сменой содержаний потока сознания настоящего момента восприятиями и воспроизведениями следующего момента, но и активное («подлинное») вытеснение, осуществляемое высшими инстанциями личности.

Мы считаем, что без достаточно глубокого исследования фрустрации и механизмов психической защиты подлинное понимание динамических закономерностей работы памяти невозможно. Верно и обратное утверждение: познание процессов и закономерностей функционирования памяти создает надежную базу для изучения адаптивных механизмов личности - в частности - подавления и вытеснения. В этой области намечаются новые перспективы, поскольку в деле экспериментального исследования памяти получены ценные результаты.

Исследование вытеснения и подавления в связи с процессами памяти важно для понимания как нормальной, так и патологической психической активности. При этом необходимо проводить различие между двумя формами вытеснения, которые суть: 1) вытеснение как естественное и спонтанное - как чередование впечатлений и содержаний сознания, замена одних содержаний другими; это условие нормальной работы восприятия и памяти. 2) Вытеснение бесполезных и антисоциальных переживаний в психоаналитическом смысле. Это последнее можно считать защитной психологической реакцией на фрустрацию, тогда как первое таковым не является. Вытеснение во втором, фрейдовском значении есть процесс неосознанного удаления из сознания неприемлемых мыслей и т. п.

Воспроизведение на службе у вытеснения (примеры из художественной литературы)

В произведениях Л. Н. Толстого можно свидетельства того, что он хорошо осознал и понимал многие защитные процессы и выразил свое понимание в художественной форме. Ниже приводится пример того, как хорошо он знал о том, как работают механизмы вытеснения и подавления.

Пьер Безухов, герой романа «Война и мир», плененный французами, идет в колонне, в группе русских пленников. Один из них, Платон Каратеев, заболел и ослаб настолько, что уже не может ходить. Он сел, наклонившись о ствол дерева. и остался, с особой улыбкой на лице. Пьер оглядывается назад и видит, что два французских солдата стоят над Каратеевым и о чем-то говорят.

«Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.

Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услышал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько проходов оставалось до Смоленска. И он стал считать»38. Это очень интересный случай вытеснения крайне неприятного и угрожающего впечатления с помощью процессы воспроизведения из памяти определенного познавательного процесса и его продолжения. Для вытеснения актуального впечатления вспоминается другой, эмоционально более нейтральный, психический процесс. Как видно из продолжения повествования, защита эта неполная, но для Пьера она играла определенную положительную роль.

Пьер на привале засыпает у костра, видит сон, затем просыпается от разговора французских солдат, поджаривающих мясо на костре. Он замечает собачку Платона Каратаева, которая уже ласкается к другому хозяину - пленному русскому солдату. Он сразу же, по ассоциации, вспоминает лицо Платона, его взгляд, которым тот последний раз, сидя под деревом, смотрел ан Пьера, звук выстрелов, вой собаки, преступные лица стрелявших в Платона французов и об отсутствии Каратаева ан этом привале. «И он готов был уже понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновение в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома.. .». как нетрудно видеть, и на этот раз психика находит средство самозащиты, на этот раз с помощью приятного воспоминания.

Нетрудно видеть. что приведенные примеры очень верно отражают реальность повседневной психической жизни людей. Исследование вытеснения и его последствий - это исследование реальной психической динамики людей. Причем в приведенных примерах ясно видна связь вытеснения с целым рядом аспектов работы человеческой памяти.

Вытеснение и процесс забывания информации

А. Отличие вытеснения от обычного забывания. - Являясь особой формой забывания, вытеснение, тем не менее, отличается от забывания знаний и впечатлений в обычном смысле слова. Если вытеснение образов или мыслей, относящихся к определенным объектам, определяется отношением приятное - неприятное, то забывание без активного вытеснения определяется такими факторами, как отсутствие интереса к объекту, незначимость последних для личности, время от момента восприятия до момента проверки количества сохраненной в памяти информации и т. п. Вытесняется то, что неприятно для личности и причиняет ей страдание, в то время как нередко человек забывает нужные знания, которые рад был бы свободно воспроизвести. Выборочно вытесняется все то, что вызывает стыд, страдание, угрызения совести, внутренние конфликты и т. п., будь то внутрипсихические содержания или же события внешнего мира.

Вытеснение осуществляется благодаря тому, что нужное для осуществления психологической защиты время некоторые переживания личности воспроизводятся, осознаются и полностью заполняют сферу сознания. Эти, получившие преимущество быть осознанными, психические содержания актуализируются благодаря активации определенных потребностей и мотивов, которые оказываются сильнее тех, которые активизировали вытесняемые содержания. Можно сказать, что вытеснение является выражением борьбы мотивов и победы одного из них (или группы конвергируемых мотивов). Актуализацию приятных содержаний и вытеснение с их помощью неприятных можно осуществить сознательно и произвольно, добываясь «исчезновения» неприятной реальности из сферы сознания. Это уже, как мы знаем, подавление.

Таким образом, вытеснение тоже является выборочным и временным забыванием, но оно мотивировано иначе, чем обычное забывание, а именно: потребностью в защитной адаптации, обусловленной наличием фрустрации.

Б. Забывание в результате вытеснения. - Работой механизма вытеснения обусловлены все те случаи забывания, которые не являются следствием органических болезней мозга или же первого вида «вытеснения» новыми психическими содержаниями (в изложенном выше понимании). З. Фрейд подробно описал некоторые из этих форм забывания как следствий работы механизма вытеснения. Мы забываем начатое, но неприятное для нас дело, которое, тем не менее, неизбежно следует выполнить; забываем своевременно возвращать чужие вещи и даже «засовываем» их куда-то, теряем; забываем своевременно явиться на свидание, от которого сознательно или подсознательно не ждем ничего приятного или когда ожидаем какую-то угрозу. З. Фрейд пришел к выводу, что результатом работы вытеснения является одна из общих тенденций функционирования памяти человека, а именно: легко забываются неприятные события, впечатления и переживания, и сравнительно легче воспроизвести в сознании впечатления от приятных для нас событий прошлого. (Встречаются многочисленные исключения из этого правила, поэтому мы говорим не о законе или закономерности, а только о тенденции в работе памяти. Эта тенденция является одним из ярких выражений общей гедонистической направленности психической деятельности человека).

У многих людей неприятные события, переживания и впечатления так глубоко вытесняются в подсознательное, что прошлое почти всегда оценивается как более приятное, чем настоящее: многие фрустрации и страдания, потеряв свою актуальность, или совсем забываются (в смысле невозможности их произвольного воспроизведения, что проявляется, в частности, в виде особой разновидности вытеснения - т. н. отрицания). или же воспроизводятся без актуализации в прошлом связанных с ними эмоций. Эта тенденция работы памяти особенно заметна у детей. У многих взрослых ее обнаружение затруднено тем, что у них в процессе социализации появляется много новых индивидуальных различий черт характера, установок, которые действуют сильнее, чем названная тенденция. Поэтому есть люди, которые чаще всего вспоминают или воображают неприятные для себя ситуации и события.

Гедонистическая направленность в работе процессов воспроизведения вполне целесообразна и адаптивна, поскольку, хотя она на уровне сознания искажает образы прошлого, при постоянно актуализируемых воспоминаниях фрустраций прошлого человек стал бы пленником прошлых страданий и неудач и потерял бы волю, необходимую для продвижения вперед, к осуществлению новых целей и самореализации. Такая фиксированное^ на прошлом, как результат провала вытеснения и подавления, является невротическим симптомом, подавляющим творческую активность и адаптацию личности в новых проблемных ситуациях.

Как мы увидим в дальнейшем, чрезмерная активность и персеверативность механизма вытеснения также чревата опасностями для психического здоровья личности. Однако без его оптимальной активности (Этот уровень оптимальности вытеснения еще предстоит установить, с учетом индивидуальных различий людей) повседневная нормальная и продуктивная деятельность, адекватное исполнение социальных ролей были бы невозможны. Вытесняются, игнорируются многие фрустрации не только прошлого, но и настоящего.

Вытеснение - вид забывания

Из психологии памяти мы знаем, что забывание воспринятой информации может быть абсолютным и относительным (или временным). Абсолютное забывание имеет место в том случае, когда информация полностью стирается из памяти. Это имеет место тогда, когда воспринятая информация не подвергается консолидации, т. е. не переходит из кратковременной памяти в сферу памяти долговременной, где она может сохраниться практически до конца жизни человека.

Какой из этих двух типов забывания имеет место в результате работы вытеснения и подавления? Исследования, повседневный опыт и практика психиатров (особенно психоаналитиков) показывает, что вытеснение не есть абсолютное забывание. Оно приводит к временному забыванию, т. е. к невозможности произвольного воспроизведения в сфере сознания тех впечатлений, мыслей и желаний, которые причиняли боль и стыд, фрустрировали человека, поскольку когда-то были в сфере сознания индивида.

Но от обычного временного забывания информации такое забывание, которое является следствием вытеснения, отличается, по крайней мере, в двух отношениях: 1) причины, мотивы амнезии в этих двух случаях совершенно различны; 2) амнезия в этих двух случаях различна и по признаку полноты.

Многие наши повседневные переживания вскоре забываются по той причине, что не используются и в дальнейшем никогда не воспроизводятся. Однако подавление селективно и направлено против тех воспоминаний, которые причиняют индивиду страдание. Это защитная психическая функция.

При обычном забывании индивид, который не в состоянии произвольно воспроизвести забытый материал, может узнать его при новом предъявлении или вновь выучить наизусть значительно быстрее, чем новый материал такого же объема и содержания. Но подавление, как правило, чаще всего так полно, что личность не в состоянии ни узнавать, ни переучить материал даже тогда, когда он предлагается его вниманию. Это означает, что личность активно, хотя и бессознательно, отказывается отвечать на любые стимулы, которые могут привести к «вспоминанию» некоторых бессознательных психических содержаний. Однако когда подавленный материал возвращается в сферу сознания (во время гипноза или с помощью какой-либо иной техники), то воспроизведение обычно бывает таким полным, что индивид удивляется: как он мог забыть все это!?

«Время лечит»: так ли это?

Общеизвестна и считается закономерностью психической жизни человека тенденция забывания неприятных событий прошлого и лучшего воспроизведения впечатлений от приятных событий. Более тщательные наблюдения, однако, показали, что это утверждение в той или иной мере верно для детей, а не относительно работы памяти взрослых людей. Одним из выражений подобной закономерности считается такая ее вербализация, как утверждение, что «время лечит» наши душевные раны. Но может ли само время что-либо изменить в наших воспоминаниях?

Речь должна идти о роли подавления и вытеснения, двух процессов психической защиты, которые, протекая во времени, приводят к подобному результату. Ведь целенаправленно подавляется и вытесняется главным образом то, что для нас неприятно. Если бы нам не удавалось уменьшить интенсивность неприятных переживаний, то жизнь стала бы невыносимой. Как правило, приятные и веселые переживания, особенно детских лет, чаще и беспрепятственнее появляются в нашем сознании, и мы охотно их переживаем вновь.

Но взрослые личности - это более сложные психические образований и рассматриваемая тенденция у них выражается более слабо. Более того, формируются такие личности, которые преимущественно вспоминают неприятные события, да и думая о будущем, большей часть. воображают наступление неприятных событий. Мы уже знаем, что забывание многообразно и мотивируется различными желаниями и тенденциями. Оно не управляется только соотношением приятного и неприятного. Забываться может и то. что неинтересно или не имеет значения для нашей деятельности, хотя и не причиняет страдания. Подавляется и вытесняется то, что причиняет душевную боль и страдание, стыд и другие мучительные чувства. Забывание путем вытеснения и подавления - это лишь одна специфическая разновидность забывания.

Ключевые слова: Память, Вытеснение
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Основные свойства памяти
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Филогенетические уровни биологической памяти
...
Регрессия и вытеснение, рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Механизмы памяти
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Структура памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Память как психический познавательный процесс
Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I
Эксплицитная и имплицитная память
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Память у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Оставить комментарий