Введение в сертификацию. Подтверждение соответствия в России

Сертификация как новая форма общественных отношений, призванная обеспечить доверие к качеству, возникла в 1920-е гг. С самого начала сертификация была основана на прерогативе третьей стороны при оценке качества продукции. Первой стороной в рыночных отношениях принято считать изготовителя, или производителя. Второй стороной, соответственно, является потребитель. Третья сторона является сторонним, независимым наблюдателем.

До 1970-х гг. включительно роль сертификации была незначительной, незаметной. Общепринятым оставалась практика дублирования контроля: на входе и выходе. Противоречие усиливалось, поскольку разрушающие методы контроля давно уже себя исчерпали, а сложность продукции постоянно возрастала, контроль становился дороже. Можно себе представить, сколько сил уходило на полный контроль работоспособности партии из 20 персональных компьютеров.

В 1980-е гг. сертификация вошла в широкую практику наравне с уже устоявшейся практикой контроля. Однако, ее роль оставалась информационной: дефектная продукция возвращалась к изготовителю исключительно от потребителя, роль сертификация была на уровне «мудрого совета».

В 1990-е гг. роль сертификации принципиально изменилась. Даже добровольная стандартизация на соответствие стандартам стала необходимым условием успешности продукции на рынке. Поэтому отсутствие сертификатов в ряде областей означало заведомо низкий уровень качества для потребителя. В это время управление качеством на предприятиях привело к определенным успехам, доля дефектной продукции неуклонно снижалась. Поэтому одновременно с усилением роли сертификации входной контроль на предприятиях стал исчезать. Тем не менее, возвращение дефектной продукции от потребителей продолжалось, ибо сертификация не в состоянии была охватить сразу все области, существенные для потребителя.

Наконец, тенденция, которая осуществляется по сей день, подразумевает доведение авторитета сертификации до того уровня, на котором она сможет полностью защитить потребителя от некачественной продукции. Действительно, если сертифицируется не только сама продукция, но и все условия ее производства, и то же касается всех поставщиков, вероятность дефекта снижается до минимума.

Федеральный Закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» (появление которого упразднило закон «О сертификации продукции и услуг») вводит центральное понятие подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
• удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В соответствии с законом, два основных вида подтверждения соответствия: добровольное (по инициативе заявителя на соответствие положениям стандартов и условиям договоров) и обязательное (соответствие техническим регламентам).

В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия применяется на дорыночной стадии продукции и может быть осуществлено как изготовителями, то есть первой стороной (декларирование соответствия), так и независимыми от изготовителей и потребителей органами - третьей стороной (сертификация).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Таким образом, виды и формы подтверждения соответствия в РФ можно отобразить схематически, см. рис. 7.2.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации, см. рис. 7.3.

Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия выполняется в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия также могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации деятельность по обязательной сертификации осуществляется в рамках систем сертификации. С вступлением в силу соответствующих технических регламентов из системы обязательной сертификации должна исключаться продукция, на которую распространяется этот технический регламент.

Наиболее развитой системой сертификации является Система сертификации ГОСТ Р, которая объединяет более 1100 органов по сертификации и около 2500 испытательных лабораторий. Система сертификации ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов соответствия и знаков соответствия.

Нормативную базу обязательной сертификации продукции в переходный период составляют национальные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации определен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1013 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, является официальной справочной информацией об объектах обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.

В дополнение к постановлению Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (с изменениями от 29 октября, 31 декабря 2002 г.; от 8 и 13 января, 15 апреля, 12 мая, 5 и 26 июня, 8 октября 2003 г.; 22 июля 2004 г.) действует приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 февраля 2006 г. № 267 «О внесении изменений в Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, и Номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия».

Изготовитель (продавец) вправе обратиться с заявкой на проведение обязательной сертификации в любой орган по сертификации, аккредитованный на право проведения работ по сертификации конкретной продукции.

Процедуры и порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации установлены в «Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями). В этом документе описана последовательность проведения работ участниками сертификации, схемы сертификации и рекомендации по их применению.

Особенности проведения сертификации конкретных видов продукции установлены в соответствующих правилах, в которых учитывается специфика производства и использования продукции.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, Федеральному агентству поручено ведение перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а также единого реестра выданных сертификатов.

В целях реализации Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" Минпромэнерго России утвердило приказом №53 от 22.03.2006 года форму сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларирование соответствия
Первые шаги по внедрению декларирования соответствия были сделаны в 1998 году, когда Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг был дополнен пунктом, предусматривающим подтверждение соответствия путем принятия декларации».

В соответствии с этим в 1999 г. Правительством Российской Федерации впервые были утверждены Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, а также Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации. В этот действующий до настоящего времени перечень включено около 15-20% продукции, подлежащей обязательной сертификации. В настоящее время продолжается работа по снижению избыточности обязательной сертификации.

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 Федеральному агентству поручено ведение реестра зарегистрированных деклараций о соответствии.

Декларирование соответствия в переходные период осуществляется в соответствии с Порядком принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. №766.

В целях реализации Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" Минпромэнерго России утвердило приказом №54 от 22.03.2006 года форму декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов.

Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Добровольная сертификации осуществляется в рамках системы добровольной сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 Федеральному агентству поручено ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.

С целью реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании» в части добровольной сертификации было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2004г. № 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации".

По состоянию на 1 июля 2005 года в России было зарегистрировано более 250 систем добровольной сертификации. Учитывая тенденции к сокращению области применения обязательной сертификации, создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг, и повышения их конкурентоспособности.

Большинство международных договоров и стандартов. Например, семейство стандартов на системы менеджмента качества ИСО 9000, система менеджмента окружающей средой ИСО 14000.

Объекты добровольной сертификации:
• продукция (производственно-технического и социально-бытового назначения, не относящаяся к объектам обязательной сертификации);
• услуги: материальные и нематериальные;
• системы менеджмента качества предприятий;
• системы экологического управления (менеджмента окружающей среды);
• Персонал в областях: неразрушающего контроля, оценки материальных ценностей, сертификации и др.

Источник: 
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005