Возрастные особенности агрессивного поведения

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека (Olweus, 1977; Huesmann, 1984). Больше того, А. Басе и А. Дарки отмечают тенденцию нарастания отдельных видов агрессии по мере взросления подростков: физической, вербальной агрессии, негативизма. Однако у мальчиков и девочек возрастная динамика проявления агрессивных реакций носит различный характер. Например, у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, тогда как у девочек наблюдается ее рост. Те же самые изменения происходят с вербальной агрессией.

Г. Р. Хузеева и Е. О. Смирнова (1996) описали феноменологию агрессивного поведения современных дошкольников. В результате наблюдений за свободным взаимодействием 115 дошкольников 5-6 лет (5 групп детских садов) были выявлены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет») до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии — как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусались и т. п.). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, Г. Р. Хузеевой и Е. О. Смирновой выделены следующие:
• привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
• ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
• защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
• стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
• стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Из этого перечня видно, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. При получении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка — агрессивные действия прекращаются, что указывает на инструментальный или реактивный характер проявляемой большинством детей агрессии.

Однако у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывали у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости.

Выраженная склонность к агрессивности проявлялась в следующем:
• высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений дети демонстрировали не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей было зафиксировано не более одного;
• преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдалась вербальная агрессия, то эти дети часто использовали прямое физическое насилие;
• наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на причинение физической боли или страдания сверстникам.

В процессе реального взаимодействия детей (в ситуации «Раскрась картинку» два ребенка должны были использовать как можно больше цветов, что предполагало обмен карандашами) агрессивные дети меньше интересовались работой партнера, проявляли выраженное отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывали его рисунок, пытались стукнуть). Они чрезвычайно редко уступали свои карандаши в отличие от неагрессивных детей, которые в половине случаев помогали партнеру. Давали свои фломастеры только 10% агрессивных детей, причем этот процесс всегда сопровождался требованиями равноценного обмена. Неагрессивные дети достаточно легко и бескорыстно уступали сверстнику в 49% случаев.

Источник: 
Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения