Возрастные и индивидуальные особенности памяти

В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Раньше всех моторная, или двигательная память, которая крайне необходима для нормального развития ребенка. Аффективная память, или память на эмоции, появляется уже у полугодовалого младенца. К двум годам формируется образная память, достигающая наивысшего развития к юношескому возрасту. До трех лет запоминание у ребенка непроизвольное. В процессе игры у него формируется произвольное запоминание, основанное на механической памяти. Позже других складывается и начинает действовать словесно-логическая память. Она имеется у ребенка уже в три-четыре года в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня лишь в подростковом и юношеском возрастах. Ее совершенствование происходит на основе обучения человека основам наук. Л. С. Выготский считал, что совершенствование памяти в онтогенезе связано с изменением связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. А. Н. Леонтьев показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным.

Память у людей проявляется по-разному, она отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Индивидуальные различия памяти проявляются и в специфике вида представлений при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что услышать, третьи то, что выполняли практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Чаще всего встречается смешанный тип памяти. Есть люди, обладающие уникальной памятью, известной как «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже через длительный срок. Такой вид памяти есть у многих людей, но может исчезнуть из-за недостаточной тренировки. Он, как правило, развит у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного. У каждого человека больше всего развиты те виды памяти, которые им чаше используются. Историки утверждают, что Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их количество было более тридцати тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из двадцати тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому пять лет назад звонил случайно и всего один раз.

Память зависит от индивидуальных особенностей личности, а именно от:

  • от интересов и склонностей личности (информация, связанная с интересами, запоминается лучше, чем из других областей);
  • отношения личности к той или иной деятельности;
  • эмоционального настроя (память оптимистична по природе: приятные переживания удерживаются в памяти дольше, чем неприятные);
  • волевых усилий и многих других факторов. Индивидуальные особенности хорошей памяти связаны со скоростью и объемом запоминания, длительностью сохранения, легкостью и точностью воспроизведения (схема 14).


Исходя из этого, можно выделить четыре группы людей с разными особенностями памяти. Принадлежащие к первой группе быстро запоминают, длительно сохраняют, легко воспроизводят. У таких людей, как правило, нет проблем с заучиванием материала. Во второй группе люди медленно запоминают, длительно сохраняют, их необходимо побуждать заучивать материал путем активных повторений, учить применять различные мнемические приемы, слушать, записывать, использовать наглядный материал, схемы. Люди в третьей группе быстро запоминают и быстро забывают, поэтому им надо воспитывать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденный материал через определенное время. Учитель, знающий о таких особенностях памяти своих учеников, должен при объяснении нового материала давать индивидуальные задания — повторять то, что из прошлых знаний связано с новым материалом. В четвертой группе люди медленно запоминают и быстро забывают, поэтому им необходимо учиться приемам рационального заучивания. Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, переутомления. Отсутствие внимания — одна из важных причин плохого запоминания.

Ключевые слова: Возраст, Индивидуальность, Память
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме
Индивидуальность и возраст
Кон И.С. - Психология ранней юности
Возраст и память
Вейн А.М., Память человека
Индивидуальные различия в памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие в среднем возрасте (40 - 65 лет)
...
Виды памяти
Карпов А.В., Общая психология
Основные понятия возрастной психологии
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Факторы, влияющие на забывание
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Возрастные кризисы взрослости
Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий