Возраст и мотивы вступления в половую жизнь

С наступлением периода полового созревания у подростков появляется потребность в свершении полового акта. Как правило, первоначально вместо него используется такое суррогатное средство, как мастурбация (ипсация, от греч. ipse — сам). Мастурбацией в этот период занимаются 93-96% здоровых мальчиков. По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана (1979), средний возраст начала мастурбации составляет 14,1 с разбросом от 10 до 18 лет и продолжается 4-4,5 года. Занимаются ею и девочки, правда, начинают мастурбировать они позже и делают это реже, чем мальчики, но к 18 годам этот опыт имеют свыше 60% девушек (Данилов В. В., 1982, цит. по: Кон И. С., 1989), причем мастурбация, вопреки бытующему мнению, не только не вредна для них, но и имеет положительные следствия. Согласно наблюдениям, в первый год замужества оставались фригидными 35% женщин, не занимавшихся до замужества мастурбацией, и лишь 15% — занимавшихся ею (Kinsey А., 1948). А. М. Свядощ (1974) отмечает, что занятия женщин мастурбацией не только не снижает силу полового влечения и не мешает сексуальному контакту с лицами другого пола, но даже способствует более быстрой адаптации женщин в браке.

Кинси и Хант отмечают большие гендерные различия у испытуемых, которые сообщили о своей мастурбации до оргазма. Об этом сообщили все мужчины и две трети женщин. Более того, из рассказов следует, что мужчины начали мастурбировать в более раннем возрасте, чем женщины. Эти результаты подтверждены и другими авторами (Davidson, Moor, 1994; Leitenberg et al.,1993; Oliver, Hyde, 1993).

Ups H., 2008, p. 280.

Мастурбация предупреждает раннее вступление подростков и юношей в половую связь, и это тоже имеет некоторые положительные стороны. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов (1982) пишут, что подросток или юноша еще не в состоянии по-настоящему оценить душевные качества женщины — для этого он не созрел лично-стно. Половая близость в молодом возрасте не сопровождается положительными эмоциями, присущими любви, оказывается малосодержательной, приближенной к «голой» физиологии и может нанести подростку психическую травму. Бездуховность половых контактов может зафиксироваться, и нередко именно такие контакты становятся единственным способом взаимоотношений с представительницами женского пола. Тем самым сексуальное развитие подростка и юноши не только застывает на примитивном уровне, но и деформируется. Бездумная игра в секс опустошает и без того не очень богатый духовный мир подростков, делает их циничными, развязными, неспособными в будущем, став взрослыми, на глубокое чувство, восприятие и познание своего полового партнера как личности. Успех или неуспех взаимоотношений с женщинами, в том числе и с супругой, у таких мужчин определяется лишь физиологической совместимостью или несовместимостью. Для таких мужчин их потенция становится величайшей жизненной ценностью, определяющей весь смысл их жизни, а ее утрата или хотя бы снижение — трагедией.

Сказанное о деформации личности в значительной степени можно отнести и к девочкам.

Начало половой жизни. Как правило, мужчины начинают проявлять сексуальную активность в более молодом возрасте и имеют более богатый сексуальный опыт, чем женщины (Leary М., Snell W., 1988). По данным Н. П. Ивченковой с соавторами (2001), большинство юношей (42%) идеальным возрастом для начала половой жизни считают 16-17 лет, 35% девушек — 18-19 лет (рис. 14.4)

Характерным для нашего времени является раннее вступление девочек в половую жизнь. Сексуальная революция, охватившая в 1970-х гг. Запад, в большей степени отразилась на поведении девушек, чем юношей. В 1940-1960-е гг. от одной до двух третей юношей теряли невинность в возрасте до 20 лет. В то же время шестнадцатилетние девушки, потерявшие девственность, составляли в 1940-х гг. всего 7%. В 1971 г. таких девушек было уже 33%, а в 1982 г. — 44% (Broocs-Gunn J., Furstenberg F., 1989).

Такая же динамика с наблюдается и в нашей стране. Если в 1970-х гг., по данным С. И. Голода, до 18 лет в половую жизнь вступали 49,5% лиц мужского пола и 24,6% лиц женского пола, а до 16 лет — соответственно 11,7 и 3,7%, то в 1980-х гг. до 18 лет в первую половую связь вступали уже 81% лиц мужского пола и 43% лиц женского пола, а до 16 лет — соответственно 50 и 10%; в конце 1990-х гг. процент таких лиц увеличился еще больше. Так, гинекологическое обследование, проведенное в 1998-1999 гг. в ряде средних школ Тамбова, выявило, что 97% девочек ведут половую жизнь с 16 лет, а в крупных городах этот возраст еще меньше — 13 лет (рис. 14.5). Наблюдается явное расхождение между физиологическим, социальным и психологическим развитием девочек.

По некоторым данным, число сексуально активных девочек меньше, чем мальчиков (соответственно 27 и 32%), причем половина из них имели регулярные сексуальные контакты, а одна треть — спорадические. Более 50% городских подростков мужского пола и 60% сельских имеют по несколько партнеров. Это подтверждает заключение X. Ремшмидта (1994), что в основной своей массе юноши стремятся к более частым половым сношениям, чем девушки.

Исследования в Северной Америке показывают, что женщины намного более негативно, чем мужчины, относятся к случайным добрачным и внебрачным сексуальным связям... Женщины и мужчины, по крайней мере в течение учебы в колледже, по-разному отвечают на вопрос: «Каковы твои мотивы в сексуальных отношениях?» Женщины делают акцент на любви к своему партнеру и обязательствах (например, «эмоциональные чувства, которые у нас есть»), в то время как мужчины чаще отмечают физические потребности и удовольствие (например, «это необходимо», «доставить удовольствие самому себе») (Carrol et al., 1985). Те же ученые обнаружили, что 45% студенток и только 8% студентов ответили «всегда» на вопрос: «Для вас эмоциональная поддержка является неотъемлемым условием для сексуальных отношений?»
Ups Н„ 2008, р. 271.

Мотивы вступления в половую жизнь. По данным, приводимым И. С. Коном (1989), чем раньше подростки вступают в половую жизнь, тем чаще ее мотивом они называют любопытство. Так, лица мужского пола, имевшие сексуальный контакт в 15-17 лет, его причиной называли любопытство в 45-51% случаев, студенты же называли эту причину только в 4,9% случаев. У лиц женского пола наблюдается та же тенденция, при том что любопытство называется ими гораздо реже, чем лицами мужского пола (13% — школьницами и 5,6% — студентками). Чем старше лица, вступающие в половую жизнь, тем чаще ее мотивом они называют любовь, особенно женщины. Такие мотивы, как приятное времяпрепровождение, стремление к получению удовольствия, в 2 раза чаще называются студентами мужского пола, чем женского.

В настоящее время для большинства девочек-подростков (больше 90%) секс является самым простым способом повышения самооценки. Поэтому девушки с низкой самооценкой, менее привлекательные, более склонны к раннему началу половой жизни, чем физически привлекательные, красивые девушки. Выбор сексуального партнера у девушек, как правило, случаен, а потеря девственности никак не соотносится с любовью. Побуждает к половому акту часто не сексуальное влечение, а случай, любопытство (18%, по данным Ю. А. Гуркина, 1998), нежелание отставать от своих подруг (8%). Играет роль также отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье (80%), неумение отказать партнеру и боязнь потерять любимого человека (более 20%). Удовольствие от полового акта получают далеко не все и не всегда (оргазм испытывают около 3%). Родителей, по словам девочек, волнует только возможное наступление беременности, но не раннее вступление их дочерей в половую жизнь.

Имеются существенные различия в мотивах вступления в половую жизнь юношей и девушек, что показано в работе Н. П. Ивченковой с соавторами (2001), табл. 14.1.

Как следует из приведенных в таблице данных, у юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев выяснилось, что любовь к партнеру в качестве причины для первого сношения указали 48% женщин и только 25% мужчин (Lauman et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство.

Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива «любопытство» и недооценивают мотив «сильное сексуальное влечение», так как сами того не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива «любовь».

Нередко вступление в половые контакты девушек обусловлено их желанием «насолить» родителям, с которыми у девушек имеются враждебные отношения; они знают, что родители не одобряют такое поведение и, следовательно, будут расстроены.

В.    М. Бызова (1985) считает, что вступление девушек в раннюю половую жизнь определяется не только внешними, социальными факторами, но и внутренними, личностными. Так, она выявила, что среди девушек с сексуальным опытом преобладали лица эпилептоидного склада (48%), а среди неопытных чаще всего встречались представители неустойчивой, эмоционально-лабиотной, сензитивной и астеноневротической акцентуаций (52%). Среди юношей с сексуальным опытом чаще встречались лица с эпилептоидным и истероидным складом личности, а также лица с гипертимным и гипертимно-неустойчивым вариантом, которых отличает высокий жизненный тонус, активность, энергичность, выраженное половое влечение. Среди неопытных юношей чаще всего были представлены те же типы, что и у неопытных девушек.

Ранние беременности. По данным С. Джейнус и С. Джейнус (Janus S., Janus С., 1993), к началу 1980-х гг. в США ежегодно рожали около миллиона женщин моложе 18 лет. Из этих молодых матерей 70% были незамужними. Ежегодно беременеют 10 000 девочек в возрасте 12 лет или даже моложе. Эта тенденция не изменилась в США и за последние годы.

Анонимное анкетирование школьниц Санкт-Петербурга (данные городского центра репродуктивного здоровья «Ювента»), показало, что среди девушек, живущих половой жизнью, только 54,9% всегда предохраняются от беременности, 28,4% предохраняются от случая к случаю, а 16,7% вообще не предохраняются. Причем из регулярно предохраняющихся только 14% используют современные надежные методы контрацепции. Следует отметить, что вообще среди мужчин чаще бытует мнение, что предупреждение беременности — не их забота. Поэтому они менее регулярно пользуются презервативом (Pleck et al., 1993).

Неудивительно, что в последние годы значительно увеличилось число ранних беременностей и отказ от родившихся детей (Гуркин Ю. А., 1998; Хамошина М. Б.,

1997). По данным Международной федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают 15 миллионов женщин-подростков, а более 5 миллионов делают аборты. В России количество юных первородящих увеличилось за последние 30 лет в 2 раза, а нежелательную беременность ежегодно прерывают почти 40 тысяч девочек-подростков моложе 17 лет. По данным Н. Г. Богдашкина и С. В. Андреева (1995), число несовершеннолетних беременных достигает 15-18% от общего числа беременных.

Естественно, не окрепший еще женский организм подвергается при беременности и родах серьезной опасности, но аборты (в 75% беременностей) могут лишить девочек в будущем способности к деторождению. Ранние половые связи обычно происходят на фоне употребления спиртных напитков и порой со случайными людьми. Зачатие в этой ситуации может привести к рождению ребенка с различными патологическими деформациями, а в дальнейшем к умственной отсталости и эмоциональным нарушениям, проявляемым в дошкольном возрасте. В более старшем возрасте эти дети часто проявляют склонность к делинквентному поведению (Spieker et al., 1999). Кроме того, страдает и сама юная мать:

  • она морально не готова к выполнению материнских обязанностей и испытывает от этого психическое и эмоциональное напряжение;
  • отмечается низкая привязанность к ребенку;
  • часто она вынуждена бросать учебу в школе и в дальнейшем, не имея должного образования, идти на низко оплачиваемую работу.

В отношении физиологической готовности к зачатию имеются существенные половые различия. Если мужчина готов к оплодотворению в любой день, то женщина оказывается готовой к этому лишь в определенные дни месячного цикла, когда наступает овуляция — разрыв фоликула и выход яйцеклетки в брюшную полость. Оплодотворение яйцеклетки наиболее вероятно с 11-го по 17-й день до начала будущей менструации, т. е. менее недели (с учетом 48-часовой жизнеспособности сперматозоидов).

Источник: 
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Психологический пол и возраст
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Разница в отношении мужчин и женщин к сексу
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужской и женский стили общения
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в играх детей
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Различие в отношении к противоположному полу у мальчиков и девочек
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пол и учебно-воспитательная деятельность
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий