Возраст и его определение в теории деятельности

Представление о социальной ситуации развития было содержательно развито в теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Во многом деятельностная парадигма развивает положения Выготского.

«В процессе онтогенетического развития человек вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, которые созданы предшествующими поколениями людей». «Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь - это мир, преобразованный или созданный человеческой деятельностью. Однако мир общественных предметов, предметов, воплощающих человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача».

Эти положения А.Н.Леонтьева во многом перекликаются с идеями Выготского о реальной и идеальной формах: ребенка окружает не природный мир (не только природный), но мир общественных предметов. Иными словами, сама среда всегда общественна (сравним: среда, прежде всего, социальная). Но А.Н.Леонтьев специально рассматривает и момент присвоения человеческого опыта ребенком. Он пишет: «Ребенок должен осуществить по отношению к ним (предметам - К. П.) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности». И далее, поясняя эту мысль, Леонтьев приводит пример: если внести в клетку с животными предметы материальной культуры, они выступят лишь как предметы приспособления, но не собственно человеческой деятельности. Продолжить этот пример А. Н. Леонтьева можно, вспомнив знаменитую мартышку из басни Крылова «Мартышка и очки».    Процесс онтогенетического развития в деятелътстной парадигме есть процесс присвоения. Это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. А.Н.Леонтьев в принципе отвергает возможность адаптации к среде.

Присвоение и есть содержание развития, на каждом возрастном этапе - свое. Присвоение состоит в том, что ребенок начинает действовать с предметом сообразно его функциям. Вспомним пример с ложкой: ребенок не просто знакомится со свойствами ложки (ее можно ощупать, бросить на пол, засунуть в рот). Он, во-первых, выясняет с помощью взрослого ее орудийную функцию - переносить небольшие количества пищи и, во-вторых, учится действовать сообразно этой функции

В продолжение линии анализа Л.С.Выготского в деятельностной традиции предметом анализа становятся действия субъекта, сами механизмы изменения действующего.

Особое место в онтогенетическом развитии, по А.Н.Леонтье-ву, имеет интериоризация - постепенное преобразование внешних действий во внутренние, умственные.

Собственно возрастному развитию, динамике в онтогенезе посвящена работа А.Н.Леонтьева «К теории развития психики ребенка», впервые опубликованная в 1945 г.

Определяя понятие «возраст», Леонтьев пишет следующее:

«Выясним, прежде всего, что определяет собой психологическую характеристику личности на том или ином этапе ее развития. Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений».

Далее на примере дошкольного детства демонстрируются особенности жизни и деятельности ребенка-дошкольника. Показано, что эти отношения в первую очередь носят личностный, интимный характер.

При поступлении ребенка в школу многое меняется. В первую очередь у него появляются обязанности не только перед близкими взрослыми, но и перед обществом. Это обязанности, от выполнения которых будут зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда - и содержание всей его дальнейшей жизни. Отношение же общества к ребенку также меняется. В частности, это выражается в оценке (отметке), которая содержит теперь не только отношение близких взрослых, но и отношение общества.

«Итак, - пишет А Н Леонтьев, - изменение места, занимаемого ребенком в системе отношений, есть то первое, что надо, пытаясь «ответить на вопрос о движущих силах развития его психики» Но оно лишь характеризует наличную, уже достигнутую ступень. Однако не менее важно проанализировать и саму развивающуюся деятельность ребенка. «Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности».

И далее Леонтьев перечисляет основные признаки ведущей деятельности.

В форме этой деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы; от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

В работах А.Н.Леонтьева стадия развития личности (психического развития) определяется двумя моментами - местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности. Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и в теории деятельности, мы видим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а во втором - отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью. Если говорить об определении возраста в деятельностном подходе, то речь здесь идет о взаимоотношении двух внешних факторов, поскольку ни место в системе отношений, ни деятельность не являются собственно интрапсихической формой, не являются субъектной характеристикой.

При этом следует обратить внимание на то, что развитие психики происходит одновременно с развитием самой деятельности, что особенно ярко было продемонстрировано в работах В.В.Давыдова по проблемам развития мышления в процессе формирования учебной деятельности.

В 1971 г. вышла в свет статья Д. Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». В этой статье Д. Б. Эльконин обобщил представления о движущих силах детского развития, опираясь, прежде всего, на теорию деятельности.

Д. Б. Эльконин проследил историю возникновения современных этапов детского развития и показал, что исходно в примитивных сообществах ребенок «встречается» с обществом в целом, условием развития является система «ребенок - общество». По мере развития общества и его усложнения в этом исходно целостном отношении выявляются более конкретные системы «ребенок -общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет», которые представляют как бы две стороны единого отношения «ребенок - общество». В каждый стабильный период целостность «ребенок - общество» конкретизирована отношением «ребенок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет».

Ведущая деятельность ребенка предстала в этой работе как конкретизация отношения «ребенок - общество». Каждая из ведущих деятельностей относится либо к системе «ребенок - общественный взрослый», либо к системе «ребенок - общественный предмет». Соответственно есть два типа возрастов.

Дальнейший анализ обнаружил регулярность смены возрастов. Они последовательно сменяют друг друга: сначала возникает деятельность первого типа («ребенок - общественный взрослый»), она сменяется деятельностью второго типа («ребенок -общественный предмет») и затем наоборот. Два периода детства (один первого типа, второй - второго) составляют одну возрастную эпоху. Так, дошкольный возраст (игровая деятельность принадлежит к первому типу) и младший школьный (учебная деятельность - второй тип) составляют вместе эпоху, названную Д.Б.Элькониным «детством». Всего ребенок до достижения взрослости проживает три глобальные эпохи: раннее детство (младенчество и ранний возраст), детство (дошкольный и младший школьный возрасты), подростничество (младшее и старшее юношество).

Одним из наиболее важных положений данной работы является представление о том, что в деятельностях первого типа у ребенка преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельностях второго типа — операционально-техническая сфера. Так, на протяжении дошкольного возраста в игре у ребенка формируются потребности и мотивы на основании открытия им смыслов и значений человеческих отношений. Это открытие происходит посредством условного (игрового) включения в жизнь взрослых, затем этот этап «как будто» включенности в жизнь взрослых исчерпывает себя и начинается этап реального учения, интереса к тому, что «я могу», «я умею», т.е. этап овладения операционально-технической стороной человеческой деятельности.

Таким образом, система «ребенок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет» есть особая форма взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью. В этом взаимодействии ребенок воспроизводит особые, характерные для данной системы действия по отношению к окружающему его миру, открывая для себя этот мир и становясь участником этого мира.

Возраст в культурно-исторической теории представляет собой конкретно-историческую категорию. Это означает, что возрасты полагаются возникающими в процессе исторического развития общества. Они не даны изначально, не связаны с какими бы то ни было врожденными характеристиками индивида. Возраст - период, имеющий свое особое содержание. Это содержание можно вы-разить через некоторые культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны.

Л. Ф. Обухова пишет по этому поводу следующее:

«Детство -период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в Средневековье и в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. ... Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества».

Детство не только меняет свою продолжительность от эпохи к эпохе, но и членится на различные периоды - возрасты. Итог можно подвести определением, данным в отечественном психологическом словаре (под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова): «...объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни».

Онтогенез в различных психологических теориях рассматривается либо как последовательность стадий развития, либо как череда непрерывных изменений. В связи с этим в онтогенезе выделяются (или не выделяются) отдельные возрасты. Соответственно онтогенез может быть описан как последовательность смены отдельных периодов (Пиаже, Фрейд, Ловингер, Выготский, Эльконин, Петровский и др.) или как непрерывная линия (теории личности, нарративные теории и др.).

Членение онтогенеза на отдельные периоды, фазы, эпохи, возрасты - есть периодизация психического развития. Основанием периодизации является некоторая единица - определение возраста. В зависимости от того, как определяется возраст, какова единица описания онтогенеза, возникает представление о возрастах разного типа - стабильных или критических.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: возраст определяется через социальную ситуацию развития и возрастное новообразование. Такое описание возраста дает возможность различить стабильный и критический возраст. Теория деятельности:  возраст определяется  через  ведущую деятельность и место в системе общественных отношений. Эта! единица описания возраста нечувствительна к описанию механизма} перехода от одного возраста к другому.

Источник: 
Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов
Материалы по теме
Средства игровой деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Развитие в среднем возрасте (40 - 65 лет)
...
Единство общения и деятельности
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Возрастные особенности агрессивного поведения
Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения
Основные понятия возрастной психологии
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Деятельностная теория
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Что такое бальзаковский возраст женщин
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Общение как деятельность
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Оставить комментарий