Возникновение и предмет логики

Слово «логика» происходит от древнегреческого «logos» что переводится как «разум», «мысль», «суждение». Логика является одной из самых древних наук.

Первоначально она разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства. От логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда - особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты - платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать» что белое - это черное, а черное - это белое, после чего за большие деньги обучали своему искусству всех желающих.

Известен следующий случай. Однажды знаменитый софист Протагор повстречал способного, но бедного юношу по имени Эватл. Они заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение не сразу, а после первого выигранного им судебного процесса. Но обещанных денег Протагор так и не увидел, поскольку юноша после обучения ни разу не появился в суде. Тогда учитель обвинил его в неблагодарности и подал на него в суд.

«Если судьи признают, что я прав, - рассуждал Протагор, - он заплатит мне по решению суда, а если они его оправдают, то это будет первый выигранный им судебный процесс, и тогда он заплатит согласно договору».

Но Эватл привел свои доводы:

«Если я выиграю, то ничего платить не буду, ведь победитель побежденному платить не обязан; если же я проиграю, значит он плохо меня учил, и тогда я не должен ему платить по договору.»

Складывается впечатление, что оба они правы -но ведь этого быть не может!

Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, называется софизмом. В процессе аргументации умение разоблачать софизмы необходимо, но все же недостаточно. Особенно если речь идет о научной аргументации, целью которой является не победа в споре, а отыскание истины.

Быстро развивавшаяся античная наука была вторым важным источником возникновения логики. В рамках философии, физики, геометрии, биологии постепенно вырабатывались самые разнообразные познавательные приемы, которые нужно было методологически обосновать, обобщить и систематизировать.

Этим занимались многие мыслители, но как стройная научная теория логика впервые сформировалась в IV веке до н.э. в трудах выдающегося древнегреческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.). Логические трактаты Аристотеля - «Категории», «Об истолковании», Первая и Вторая «Аналитики», «Топика» и «О софистических рассуждениях» - были объединены его последователями под общим названием «Органон». Слово «органон» по-гречески означает «орудие», и для самого Аристотеля логика выступает прежде всего как орудие, инструмент любого рационального познания.

С другой стороны, аристотелевскую логику часто называют «каноном», то есть правилом, образцом. Она не только объясняет, как должна строиться любая наука, но и сама показывает пример строгой научности и рациональности. Примечательно, что логическая система Аристотеля является первой в истории человечества формальной аксиоматической теорией - идеал, к которому стремятся все точные науки.

Упражнение 1. (а) Объясните, что упустил из виду Протагор при составлении договора с Эватлом. Какое уточнение позволило бы ему чтобы избежать парадокса?

(б) Определите, какая уловка скрывается в следующем софизме:

Предмет логики

Логика - это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Познание - это процесс отражения действительности в человеческом сознании, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).

На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания -ощущения, восприятия и представления - являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на органы чувств.

На рациональной ступени познания происходит анализ, обобщение и систематизация данных чувственного опыта. Особенностями рационального познания являются

  • обобщенность (здесь мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются),
  • абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир абстрактных объектов -чисел, свойств, отношений и т. п.),
  • активный и целенаправленный характер (оно является не побочным результатом практических действий человека, а имеет собственную цель - отыскание истины),
  • вербальность (инструментом рационального познания всегда служит язык).

Основными формами, в которых фиксируются результаты рациональной познавательной деятельности, являются понятия, суждения и теории.

Понятие - это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) предметы, обобщающие этим признаком. В языке понятия выражаются посредством описательных терминов, которым придан строго фиксированный смысл.

Суждение - это мысль, содержащая утверждение о наличии или отсутствии в действительности некоторого положения дел. Суждения выражаются в языке с помощью повествовательных предложений (высказываний), которые можно оценить как истинные или ложные.

Теория - это система связанных между собой понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области. В качестве предметной области могут выступать множество точек, линий и плоскостей (геометрия), множество чисел и количественных величин (арифметика), множество живых организмов (биология) и т.д. Главная задача теории - установление закономерностей функционирования объектов предметной области. Кроме того, теория может выступать как средство объяснения и предсказания явлений исследуемой области.

Кроме изучения основных форм интеллектуальной познавательной деятельности, задачей логики является исследование приемов мышления - тех интеллектуальных процедур, которые осуществляются в процессе познания. К их числу относятся, например, определение, классификация, научное объяснение, выдвижение и проверка гипотез, постановка и решение задач, научная полемика. Однако центральное место в логических исследованиях занимает анализ такой познавательной операции, как рассуждение.

Рассуждение - это процедура обоснования некоторого высказывания посредством пошагового выведения его из других высказываний.

Простейшим видом рассуждения является умозаключение -непосредственный переход от одного или нескольких высказываний к одному общему выводу. При этом исходные высказывания называются посылками, результирующее - заключением. В ходе рассуждения могут осуществляться несколько умозаключений, причем заключения одних могут быть посылками других.

В качестве примера такого сложного рассуждения приведем решение старой логической задачи о трех колпаках. По условию, имеется три колпака - два белых и один черный. Двое игроков закрывают глаза и каждому из них на голову надевают по одному колпаку. Игрок не может видеть, какого цвета колпак у него на голове, но должен узнать это путем рассуждения. Победителем считается тот, кто первым дает правильный ответ.

Сложность в том, что обоим игрокам надевают белые колпаки. На первый взгляд, при таком раскладе задача решения не имеет, и оба играющих некоторое время растерянно молчат. Тем не менее, попробуем порассуждать за одного из них.

  1. На моем противнике белый колпак.
  2. Значит, на мне самом может быть белый или черный.
  3. Допустим, что на мне черный колпак.
  4. Тогда мой противник видит перед собой человека в черном колпаке.
  5. Черный колпак всего один.
  6. Если мой противник не глуп, он сразу поймет, что на нем белый колпак.
  7. Но он молчит.
  8. Значит допущение, что на мне черный колпак, было неверным.
  9. Следовательно, на мне белый колпак.

В этом рассуждении нет ничего трудного, но оно требует умения четко ставить вопросы, выделять наиболее существенное и абстрагироваться от всего несущественного. Существенным в данном случае является не столько цвет колпака, который мы видим на противнике, сколько сам факт его молчания.

Упражнение 2. Постройте «выигрышное» рассуждение для случая с тремя играющими, на каждом из которых оказался белый колпак (естественно, общее количество колпаков должно быть равно пяти - два черных и три белых).

Источник: 
Горбатов В.В. Логика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2004. - 92 с.
Темы: 
Материалы по теме
Логика и интуиция
Гурова Л.Л., Психология мышления
Мышление и язык в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Предмет и значение логики в системе научного знания
«Логика: Шпаргалка.»: РИОР; Москва; 2010
Логика и употребления языка
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Основные исторические этапы развития логики
«Логика: Шпаргалка.»: РИОР; Москва; 2010
Логические категории
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Логика и язык права
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Мышление человека как объект логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Оставить комментарий