Восприятие по ведущей модальности

Возможности зрительного, осязательного, обонятельного, вкусового и слухового восприятия в существенной мере обусловлены параметрами соответствующих типов ощущений. Потребность в более детальной информации по этим вопросам может быть удовлетворена знакомством со специальной литературой по инженерной психологии (например, Справочник по инженерной психологии). Восприятие формируется как результат тесного взаимодействия всех анализаторов, образующих единую систему. Так, восприятие текста формируется на основе зрительных, слуховых и кинестетических психических процессов (последние реализуются через проговаривание вслух либо мысленное проговаривание читаемого текста).

Согласно критерию ведущей перцептивной системы восприятия (ведущей модальности), люди подразделяются на визуалистов, аудиалистов и кинесте-тиков. Речь идет о том, какой способ восприятия у данного индивида является доминирующим, более привычным - зрение, слух или чувственные ощущения (соответственно он будет считаться визуалистом, аудиалистом или кинестетиком).

  • Визуалист мыслит зрительными образами, воспринимает картину мира на основе мысленного «видения».
  • Аудиалист формирует перцептивные образы окружающего мира на основе слуховых впечатлений.
  • Кинестетик воспринимает окружающее через чувственные ощущения.

Конечно, каждый человек владеет всеми этими видами восприятия, но какие-то из них играют у него доминирующую роль. Выявлена корреляционная связь ведущей перцептивной системы индивида с его манерами поведения.

Темы: Восприятие
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Сенсорное развитие в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Воспринимаемый риск
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Восприятие как действие
Штейнмец А.Э., Общая психология
Иллюзии восприятия
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Ощущение, восприятие и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Стереотипы восприятия
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Оставить комментарий