Восприятие по ведущей модальности

Возможности зрительного, осязательного, обонятельного, вкусового и слухового восприятия в существенной мере обусловлены параметрами соответствующих типов ощущений. Потребность в более детальной информации по этим вопросам может быть удовлетворена знакомством со специальной литературой по инженерной психологии (например, Справочник по инженерной психологии). Восприятие формируется как результат тесного взаимодействия всех анализаторов, образующих единую систему. Так, восприятие текста формируется на основе зрительных, слуховых и кинестетических психических процессов (последние реализуются через проговаривание вслух либо мысленное проговаривание читаемого текста).

Согласно критерию ведущей перцептивной системы восприятия (ведущей модальности), люди подразделяются на визуалистов, аудиалистов и кинесте-тиков. Речь идет о том, какой способ восприятия у данного индивида является доминирующим, более привычным - зрение, слух или чувственные ощущения (соответственно он будет считаться визуалистом, аудиалистом или кинестетиком).

  • Визуалист мыслит зрительными образами, воспринимает картину мира на основе мысленного «видения».
  • Аудиалист формирует перцептивные образы окружающего мира на основе слуховых впечатлений.
  • Кинестетик воспринимает окружающее через чувственные ощущения.

Конечно, каждый человек владеет всеми этими видами восприятия, но какие-то из них играют у него доминирующую роль. Выявлена корреляционная связь ведущей перцептивной системы индивида с его манерами поведения.

Темы: Восприятие
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
...
Восприятие младенца
Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец
Виды восприятия
Дубровина И.В., Младший школьник
Расстройства ощущений, восприятий, представлений
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Основные характеристики приема информации оператором
...
Эффекты межличностного восприятия
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Особенности восприятия младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Оставить комментарий