Восприятие - это процесс приёма и переработки информации, поступающей в виде ощущений через органы чувств, завершающийся формированием субъективного образа объекта.
Именно воспринятые образы оказывают влияние на наше поведение.
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, (взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Классификация основных видов восприятия
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация по модальности восприятия).
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания); вкусовом (сладкое, кислое, горькое, солёное), обонятельном (приятные запахи или неприятные).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.
Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у студентов возникает зрительно-слуховое восприятие.
При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятий.
В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.
Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объёмности и удалённости предметов.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
Таким образом, физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.
Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.
Некоторые расстройства восприятия
Парэйдолические иллюзии: существующие образы воспринимаются в причудливо-фантастическом виде: рисунок обоев - как жаба, тень от торшера -голова страшного ящера, узоры на ковре - прекрасный пейзаж.
Аффективные иллюзии - возникают под влиянием сильных чувств -страха, ужаса, и нервного напряжения: прозрачная штора воспринимается как качающийся скелет, галстук на спинке стула - ползущей змеёй, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д. Обычные предметы воспринимаются как угрожающие и страшные.
Галлюцинации - результаты ложного восприятия в виде несуществующих образов, голосов, запахов и т. п., возникающие при отсутствии объекта восприятия. Это обман органов чувств, когда человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности отсутствует. Бывают: императивные (человек слышит приказы убить, ударить и т. п.); угрожающие (человек слышит угрозы в свой адрес); комментирующие (комментируют любое поведение человека); антагонистические (человек слышит две группы голосов, с противоречащими друг другу высказываниями); обонятельные (человек ощущает несуществующие запахи); тактильные (человек чувствует, что по телу ползают насекомые, льётся жидкость, что его кусают, царапают, лицо залеплено паутиной); висцеральные (в мочевом пузыре - головастики), и др.
Дереализация - расстройство восприятия действительности, при котором восприятие уже знакомых вещей и явлений начинает сопровождаться чувством их нереальности, изменённости, чуждости. При описании своих переживаний человек использует такие выражения как: будто бы, как бы, вроде. К частным случаям проявления дереализационных симптомов относятся такие явления как: уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа векю), уже испытанное (дежа ипрюв), уже слышанное (дежа интендю); и наоборот: никогда не виденное (джамейс вю), никогда не пережитое (джамейс векю). Такие симптомы довольно часто встречаются и у здоровых людей, особенно в связи с переутомлением, недосыпанием и перенапряжением.
Особо нужно отметить такой дереализационный симптом у здоровых людей как потеря ориентировки на местности при очень сильном переутомлении: например, выйдя из здания или помещения, человек не сразу может понять, куда ему идти - налево или направо.
Характеристики восприятия
1. Объём - количество объектов, которое человек может воспринять с первого раза, т. е. с первого однократного предъявления.
При взгляде на несвязанные между собой объекты объём восприятия составляет 4-8 (по другим данным - 5-9) объектов.
2. Скорость восприятия - количество объектов, воспринимаемых в единицу времени. При слуховом восприятии - 2 слова в секунду. При зрительном -24 кадра в секунду. Скорость восприятия ограничена из-за инерции зрения. Время инерции составляет 0,1-0,2 сек. Столько времени образ держится в памяти. Поэтому время между зрительными сигналами должно быть равно 0,2-0,5 сек. Иначе в голове воцарится хаос.
3. Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
Свойства восприятия
В формировании таких четких образов окружающего нас мира принимают участие основные свойства восприятия: предметность (структурность), целостность, константность, обобщённость, избирательность, осмысленность.
- Предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленный в пространстве и времени конкретный предмет или физическое тело. Это свойство является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.
- Целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
- Константность - это относительное постоянство образа, не зависящее от условий восприятия, и проявляющееся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.
- Обобщённость означает отнесение объекта к некоторому классу, имеющему название.
- Избирательность - человек воспринимает не всё, что видит или слышит, а лишь часть, - в результате выделения одних объектов из общей картины и игнорирования других.
- Осмысленность - предмет воспринимается сознательно, с пониманием его названия, назначения, связи с определённой категорией, классом, родом.
- Апперцепция - искажение воспринимаемого образа, слов или ситуации под влиянием прошлого опыта или нашего состояния, настроения, потребностей, установок. Искажения в восприятии, в том числе при межличностном общении, могут приводить к различным конфликтам.
Все рассмотренные свойства восприятия не являются врождёнными и развиваются в течение жизни человека.
Эффекты и феномены восприятия
Социальному восприятию присущи проявления неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия.
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
Эффект новизны - новой информации о необычном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
Эффект присутствия (фасилитации) - если человек что-то умеет делать, то он делает это лучше на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписанных ранее человеку авансом несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности - руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
Эффект гипервзыскательности (прокурора) - руководитель преувеличивает негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
Эффект физиогномической редукции - вывод о психологических характеристиках делается на основе черт внешности.
Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше, чем «чужие».
Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так же, как он относится к «другому».
Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося -информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
Установка, аттитюд, доминанта
На восприятие значительное влияние оказывает установка. Восприятие под влиянием установки может существенно искажаться.
Установка - это приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо; готовность человека к определенному заранее заданному восприятию или поведению; предварительные знания, сформировавшиеся под влиянием опыта или поступившей информации (стереотип реагирования). Феномен установки положен в основу теории установки Д. Н. Узнадзе. Он дал трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим.
В социальной психологии есть аналогичное понятие - аттитюд. Аттитюд - это установка на социальные объекты (из-за неё происходит искажение при межличностном восприятии).
Особенности восприятия подчинённых руководителем:
- Перенесение общего впечатления от подчинённого на оценку его деловых и личностных качеств.
- Завышение оценок тех подчинённых, которые поддерживают руководителя, разделяют его мнение.
- Занижение оценок тех подчинённых, которые противоречат руководителю.
- Руководитель не воспринимает ту информацию, которую он получает от подчинённых, имеющих его негативную оценку.
Известны также многие эффекты восприятия. Например:
- Эффект первичности состоит в тенденции к высокой устойчивости первого впечатления.
- Эффект новизны. Последняя, более новая информация, считается более достоверной (относительно хорошо знакомых людей).
Доминанта. Доминанта - понятие и психологическое и физиологическое. Оно введено в 1923 г. отечественным физиологом А. А. Ухтомским, изучавшим рефлексы, детерминирующие поведение, которое, являясь по своей сущности рефлекторным, оказывается, с одной стороны «загадочно изменчивым» в стабильных условиях, а с другой стороны «загадочно инертным» в изменяющихся. Доминанта - теоретический конструкт, призванный объяснить протекание нервных процессов. Сначала доминанта рассматривалась как процесс волевого внимания, а затем как мотив, как мотивационная установка. Доминанта -общий и главный принцип работы нервных центров, организации поведения и мышления.
Физиологически доминанта - это «... временно господствующая рефлекторная система, обеспечивающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определённую направленность». «Как господствующий очаг возбуждения доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Она не имеет морфологической структуры и чёткой локализации, а состоит из многих синхронно функционирующих участков подсистем восприятия и переработки информации - слуховой, зрительной, эндокринной, эмоциональной, гуморальной и т. д. Задействованы многие психические функции - внимание, воля, память, мышление, речь, эмоции, установки и т. д. Возникает и формируется доминанта при появлении необходимости или появлении потребности решить вставшую перед человеком задачу и является организующим началом интеллектуальной активности. Доминанта, по А. Ухтомскому, и двигатель поведения, и его вектор. Доминанта помогает отобрать, интегрировать, сцепить и организовать всю необходимую, значимую информацию по решаемой проблеме - и поступающую в мозг и хранящуюся в памяти. Мотивационная активность, поддерживаемая и направляемая доминантой, включает в себя и понятие «оперативного покоя». Эта форма активности характеризуются предельной концентрацией энергии, сосредоточенным созерцанием среды, требует значительно большей нервно-мышечной напряжённости, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции - приёма поступающей информации. Состояние «оперативного покоя» сравнимо с поведением щуки, застывшей в «бдительном покое», к которому неспособна «рыбья мелочь»: она «выхватывает» из окружающей действительности всю ту информацию, которая работает на решение проблемы, причём сразу всех модальностей - зрительной, слуховой и т. д.
Психологически доминанта - это главенствующая, господствующая идея, потребность, мотивационная установка. Исчезнуть она может лишь в двух случаях - или когда человек решил задачу, или если он от неё отказался. Иначе она сохраняется сколь угодно долго и функционирует круглосуточно. Если пришлось прервать поиск решения вынужденно, то доминанта, как правило, сохраняется до возобновления усилий, особенно если она была достаточно мощной, и если не возникла другая, конкурирующая более сильная доминанта, «заглушающая» первую.