Восприятие (перцепция) и его свойства

Восприятие - это процесс приёма и переработки информации, поступающей в виде ощущений через органы чувств, завершающийся формированием субъективного образа объекта.

Именно воспринятые образы оказывают влияние на наше поведение.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, (взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Классификация основных видов восприятия

Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация по модальности восприятия).

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания); вкусовом (сладкое, кислое, горькое, солёное), обонятельном (приятные запахи или неприятные).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.

Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у студентов возникает зрительно-слуховое восприятие.

При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятий.

В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.

Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объёмности и удалённости предметов.

В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Физиологические основы восприятия

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний.

Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.

Некоторые расстройства восприятия
Парэйдолические иллюзии: существующие образы воспринимаются в причудливо-фантастическом виде: рисунок обоев - как жаба, тень от торшера -голова страшного ящера, узоры на ковре - прекрасный пейзаж.

Аффективные иллюзии - возникают под влиянием сильных чувств -страха, ужаса, и нервного напряжения: прозрачная штора воспринимается как качающийся скелет, галстук на спинке стула - ползущей змеёй, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д. Обычные предметы воспринимаются как угрожающие и страшные.

Галлюцинации - результаты ложного восприятия в виде несуществующих образов, голосов, запахов и т. п., возникающие при отсутствии объекта восприятия. Это обман органов чувств, когда человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности отсутствует. Бывают: императивные (человек слышит приказы убить, ударить и т. п.); угрожающие (человек слышит угрозы в свой адрес); комментирующие (комментируют любое поведение человека); антагонистические (человек слышит две группы голосов, с противоречащими друг другу высказываниями); обонятельные (человек ощущает несуществующие запахи); тактильные (человек чувствует, что по телу ползают насекомые, льётся жидкость, что его кусают, царапают, лицо залеплено паутиной); висцеральные (в мочевом пузыре - головастики), и др.

Дереализация - расстройство восприятия действительности, при котором восприятие уже знакомых вещей и явлений начинает сопровождаться чувством их нереальности, изменённости, чуждости. При описании своих переживаний человек использует такие выражения как: будто бы, как бы, вроде. К частным случаям проявления дереализационных симптомов относятся такие явления как: уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа векю), уже испытанное (дежа ипрюв), уже слышанное (дежа интендю); и наоборот: никогда не виденное (джамейс вю), никогда не пережитое (джамейс векю). Такие симптомы довольно часто встречаются и у здоровых людей, особенно в связи с переутомлением, недосыпанием и перенапряжением.

Особо нужно отметить такой дереализационный симптом у здоровых людей как потеря ориентировки на местности при очень сильном переутомлении: например, выйдя из здания или помещения, человек не сразу может понять, куда ему идти - налево или направо.

Характеристики восприятия

1.    Объём - количество объектов, которое человек может воспринять с первого раза, т. е. с первого однократного предъявления.

При взгляде на несвязанные между собой объекты объём восприятия составляет 4-8 (по другим данным - 5-9) объектов.

2. Скорость восприятия - количество объектов, воспринимаемых в единицу времени. При слуховом восприятии - 2 слова в секунду. При зрительном -24 кадра в секунду. Скорость восприятия ограничена из-за инерции зрения. Время инерции составляет 0,1-0,2 сек. Столько времени образ держится в памяти. Поэтому время между зрительными сигналами должно быть равно 0,2-0,5 сек. Иначе в голове воцарится хаос.

3.    Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Свойства восприятия

В формировании таких четких образов окружающего нас мира принимают участие основные свойства восприятия: предметность (структурность), целостность, константность, обобщённость, избирательность, осмысленность.

  1. Предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленный в пространстве и времени конкретный предмет или физическое тело. Это свойство является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.
  2. Целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
  3. Константность - это относительное постоянство образа, не зависящее от условий восприятия, и проявляющееся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.
  4. Обобщённость означает отнесение объекта к некоторому классу, имеющему название.
  5. Избирательность - человек воспринимает не всё, что видит или слышит, а лишь часть, - в результате выделения одних объектов из общей картины и игнорирования других.
  6. Осмысленность - предмет воспринимается сознательно, с пониманием его названия, назначения, связи с определённой категорией, классом, родом.
  7. Апперцепция - искажение воспринимаемого образа, слов или ситуации под влиянием прошлого опыта или нашего состояния, настроения, потребностей, установок. Искажения в восприятии, в том числе при межличностном общении, могут приводить к различным конфликтам.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врождёнными и развиваются в течение жизни человека.

Эффекты и феномены восприятия

Социальному восприятию присущи проявления неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия.

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Эффект новизны - новой информации о необычном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия (фасилитации) - если человек что-то умеет делать, то он делает это лучше на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписанных ранее человеку авансом несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности - руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности (прокурора) - руководитель преувеличивает негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции - вывод о психологических характеристиках делается на основе черт внешности.

Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше, чем «чужие».

Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так же, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося -информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Установка, аттитюд, доминанта

На восприятие значительное влияние оказывает установка. Восприятие под влиянием установки может существенно искажаться.

Установка - это приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо; готовность человека к определенному заранее заданному восприятию или поведению; предварительные знания, сформировавшиеся под влиянием опыта или поступившей информации (стереотип реагирования). Феномен установки положен в основу теории установки Д. Н. Узнадзе. Он дал трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим.

В социальной психологии есть аналогичное понятие - аттитюд. Аттитюд - это установка на социальные объекты (из-за неё происходит искажение при межличностном восприятии).

Особенности восприятия подчинённых руководителем:

  1. Перенесение общего впечатления от подчинённого на оценку его деловых и личностных качеств.
  2. Завышение оценок тех подчинённых, которые поддерживают руководителя, разделяют его мнение.
  3. Занижение оценок тех подчинённых, которые противоречат руководителю.
  4. Руководитель не воспринимает ту информацию, которую он получает от подчинённых, имеющих его негативную оценку.

Известны также многие эффекты восприятия. Например:

  • Эффект первичности состоит в тенденции к высокой устойчивости первого впечатления.
  • Эффект новизны. Последняя, более новая информация, считается более достоверной (относительно хорошо знакомых людей).

Доминанта. Доминанта - понятие и психологическое и физиологическое. Оно введено в 1923 г. отечественным физиологом А. А. Ухтомским, изучавшим рефлексы, детерминирующие поведение, которое, являясь по своей сущности рефлекторным, оказывается, с одной стороны «загадочно изменчивым» в стабильных условиях, а с другой стороны «загадочно инертным» в изменяющихся. Доминанта - теоретический конструкт, призванный объяснить протекание нервных процессов. Сначала доминанта рассматривалась как процесс волевого внимания, а затем как мотив, как мотивационная установка. Доминанта -общий и главный принцип работы нервных центров, организации поведения и мышления.

Физиологически доминанта - это «... временно господствующая рефлекторная система, обеспечивающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определённую направленность». «Как господствующий очаг возбуждения доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Она не имеет морфологической структуры и чёткой локализации, а состоит из многих синхронно функционирующих участков подсистем восприятия и переработки информации - слуховой, зрительной, эндокринной, эмоциональной, гуморальной и т. д. Задействованы многие психические функции - внимание, воля, память, мышление, речь, эмоции, установки и т. д. Возникает и формируется доминанта при появлении необходимости или появлении потребности решить вставшую перед человеком задачу и является организующим началом интеллектуальной активности. Доминанта, по А. Ухтомскому, и двигатель поведения, и его вектор. Доминанта помогает отобрать, интегрировать, сцепить и организовать всю необходимую, значимую информацию по решаемой проблеме - и поступающую в мозг и хранящуюся в памяти. Мотивационная активность, поддерживаемая и направляемая доминантой, включает в себя и понятие «оперативного покоя». Эта форма активности характеризуются предельной концентрацией энергии, сосредоточенным созерцанием среды, требует значительно большей нервно-мышечной напряжённости, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции - приёма поступающей информации. Состояние «оперативного покоя» сравнимо с поведением щуки, застывшей в «бдительном покое», к которому неспособна «рыбья мелочь»: она «выхватывает» из окружающей действительности всю ту информацию, которая работает на решение проблемы, причём сразу всех модальностей - зрительной, слуховой и т. д.

Психологически доминанта - это главенствующая, господствующая идея, потребность, мотивационная установка. Исчезнуть она может лишь в двух случаях - или когда человек решил задачу, или если он от неё отказался. Иначе она сохраняется сколь угодно долго и функционирует круглосуточно. Если пришлось прервать поиск решения вынужденно, то доминанта, как правило, сохраняется до возобновления усилий, особенно если она была достаточно мощной, и если не возникла другая, конкурирующая более сильная доминанта, «заглушающая» первую.

Ключевые слова: Восприятие
Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 194 с.
Материалы по теме
Воспринимаемый риск
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Восприятие как действие
Штейнмец А.Э., Общая психология
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Сенсорное развитие в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Ощущение, восприятие и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Стереотипы восприятия
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Иллюзии восприятия
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Психогенетика сенсорных процессов
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Оставить комментарий