Внешняя политика государства

Главная опасность, с которой может сталкиваться государство, -угроза его целостности как системы - может носить как внешний, так и внутренний характер.

Для нейтрализации внешней угрозы и обеспечения максимально благоприятной адаптации государства как системы к внешней среде необходимым представляется деятельность органов государственного управления:

  • по обеспечению надежной безопасности страны, сохранению и укреплению ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;
  • воздействию на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
  • созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
  • формированию пояса добрососедства по периметру государственных границ, содействию устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к стране регионах;
  • поиску согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами государства, строительству на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
  • всесторонней защите прав и интересов своих граждан и соотечественников за рубежом;
  • содействию позитивному восприятию страны в мире, популяризации национального языка и культуры в других странах мира.

Таким образом, во внешнеполитической сфере главной целью является создание благоприятных условий для внутреннего развития страны. Естественно, ключевое условие достижения этой цели - сохранение мира, мирные решения всех возникающих международных проблем.

На современном этапе основные направления государственной политики России во внешней сфере нацелены на решение следующих задач:

  • развитие добрососедских и союзнических отношений, взаимовыгодных связей с государствами СНГ, обеспечение безопасности внешних границ России и стран СНГ;
  • сохранение и упрочение стабильного реалистичного партнерства со странами Западной Европы, активное и равноправное участие России в экономических, политических и военных интеграционных европейских структурах;
  • более полная интеграция в международные политические, экономические и военные организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе через совместные усилия по развитию региона Сибири и Дальнего Востока; поддержка добрососедских отношений с Китаем, активизация усилий по заключению мирного договора и налаживанию сотрудничества с Японией;
  • поддержание партнерских, равноправных отношений с США;
  • восстановление и развитие двусторонних отношений со странами Балтии, Восточной, Центральной и Южной Европы, реализация потенциала экономического, научно-технического, культурного, информационного сотрудничества;
  • стабилизация обстановки в регионе Ближнего и Среднего Востока;
  • расширение сотрудничества с государствами Южной Азии, где основным партнером России в экономической и политической области является Индия;
  • поддержание сбалансированных отношений с другими странами Азии, Африки и Латинской Америки;
  • создание региональных (в первую очередь европейской) и глобальной систем международной безопасности с полноправным участием в них России и др.

Основные формы проведения внешней политики: дипломатические отношения между государствами, членство государств в международных организациях, переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.

Особое место в обеспечении внешнеполитических целей занимает военная политика, имеющая своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач:

  • обеспечение целостности и неприкосновенности государственной территории;
  • обеспечение безопасности плавания своих флотов;
  • защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

Для решения этих задач создаются специальные социально-политические институты: вооруженные силы; правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики; военно промышленный комплекс; специальные службы и т. д. Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:

  • организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;
  • научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса - новейшими технологиями;
  • международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т. п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.
Источник: 
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Государство в международном экономическом праве
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Международная политика государства
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Государство и гражданское общество в России
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Либеральная и неолиберальная парадигмы в теории международных отношений
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Финансовое планирование на уровне государства и его субъектов
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Понятие и основные подходы к принятию государственных решений
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие международного экономического права
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Оставить комментарий