Главная опасность, с которой может сталкиваться государство, -угроза его целостности как системы - может носить как внешний, так и внутренний характер.
Для нейтрализации внешней угрозы и обеспечения максимально благоприятной адаптации государства как системы к внешней среде необходимым представляется деятельность органов государственного управления:
- по обеспечению надежной безопасности страны, сохранению и укреплению ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;
- воздействию на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
- созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
- формированию пояса добрососедства по периметру государственных границ, содействию устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к стране регионах;
- поиску согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами государства, строительству на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
- всесторонней защите прав и интересов своих граждан и соотечественников за рубежом;
- содействию позитивному восприятию страны в мире, популяризации национального языка и культуры в других странах мира.
Таким образом, во внешнеполитической сфере главной целью является создание благоприятных условий для внутреннего развития страны. Естественно, ключевое условие достижения этой цели - сохранение мира, мирные решения всех возникающих международных проблем.
На современном этапе основные направления государственной политики России во внешней сфере нацелены на решение следующих задач:
- развитие добрососедских и союзнических отношений, взаимовыгодных связей с государствами СНГ, обеспечение безопасности внешних границ России и стран СНГ;
- сохранение и упрочение стабильного реалистичного партнерства со странами Западной Европы, активное и равноправное участие России в экономических, политических и военных интеграционных европейских структурах;
- более полная интеграция в международные политические, экономические и военные организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе через совместные усилия по развитию региона Сибири и Дальнего Востока; поддержка добрососедских отношений с Китаем, активизация усилий по заключению мирного договора и налаживанию сотрудничества с Японией;
- поддержание партнерских, равноправных отношений с США;
- восстановление и развитие двусторонних отношений со странами Балтии, Восточной, Центральной и Южной Европы, реализация потенциала экономического, научно-технического, культурного, информационного сотрудничества;
- стабилизация обстановки в регионе Ближнего и Среднего Востока;
- расширение сотрудничества с государствами Южной Азии, где основным партнером России в экономической и политической области является Индия;
- поддержание сбалансированных отношений с другими странами Азии, Африки и Латинской Америки;
- создание региональных (в первую очередь европейской) и глобальной систем международной безопасности с полноправным участием в них России и др.
Основные формы проведения внешней политики: дипломатические отношения между государствами, членство государств в международных организациях, переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.
Особое место в обеспечении внешнеполитических целей занимает военная политика, имеющая своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач:
- обеспечение целостности и неприкосновенности государственной территории;
- обеспечение безопасности плавания своих флотов;
- защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.
Для решения этих задач создаются специальные социально-политические институты: вооруженные силы; правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики; военно промышленный комплекс; специальные службы и т. д. Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:
- организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;
- научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса - новейшими технологиями;
- международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т. п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.