Внешние факторы, провоцирующие возникновение зависти

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе» (1978. С. 94). Спиноза писал, что всякий завидует только добродетели себе равного, одинакового с ним по природе. Если же мы поражаемся мужеством, мудростью другого человека, но воображаем эти добродетели присущими единственно ему, а не общими и нашей природе, то мы будем завидовать ему не более чем высоте деревьев, храбрости львов и т. д.

Аналогичные мысли высказывал английский писатель XVIII в. Б. Мандевиль: «Нищий не завидует вельможе, разъезжающему в карете, ибо расстояние между ними слишком велико. Но владелец двуконной кареты лишается сна при мысли о четверном выезде соседа».

Немецкий философ А. Шопенгауэр отмечал, что композиторы и философы гораздо больше завидуют собратьям по ремеслу, чем, например, не очень знаменитый композитор — очень знаменитому философу.

Шопенгауэр приводит цитату из лондонской «Times» за 9 октября 1858 г., которая «яснейшим и сильнейшим образом выражает» тот факт, что зависть «неспособна примириться с чужими преимуществами»: «У человека не может быть такого порока, который вызывал бы столь же бурное возмущение у его современников, знакомых и соседей, как его успех — с ним не сравнится никакая подлость, никакая глупость, никакая черствость. Это единственное непростительное преступление, которое разум не может оправдать, а кротость смягчить».

Я, принужденный это видеть,
Могу ли их не ненавидеть?
Пусть одарен Фортуной вдруг
Наш недруг, только бы не друг;
Мы первое стерпеть готовы,
Но не переживем второго.

Его соотечественник философ М. Шелер утверждал, что зависть (ressentiment) особенно распространена там, где юридическое и политическое равноправие сочетаются с экономическим и социальным неравенством.

Близость в статусном положении создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шек (Schoek, 1969). Мы не завидуем идолам, кумирам, актерам.

С этой точкой зрения можно согласиться лишь частично. Завидуют и кумирам, но не «черной» завистью (например, в отношении певца: «Чтоб ты потерял голос!»), а «белой» завистью («Как бы я хотел тоже обладать таким талантом!»). Другое дело, что дистанция влияет на силу зависти: чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть (Mises, 1981).

К. Муздыбаев (2002) выявил, что завидуют успехам других тем больше, чем больше была раньше положительная разница между успехами завидующего и объекта зависти (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Чувство зависти к успеху одноклассника с разными исходными успехами в учебе
 
Реже всего успешные ученики завидуют успеху тех, кто до этого учился лучше, чем респондент. Частота завидывания наибольшая, если добиваются успеха учащиеся, учившиеся хуже респондента. Очевидно, чем неожиданнее успех аутсайдера, тем больше это задевает самолюбие успешного респондента, тем чаще возникает по отношению к нему зависть.

Об этом писал еще Ф. Бэкон: тем, кого продвигают постепенно, завидуют меньше, чем тем, кого выдвинули внезапно и скачкообразно. Он же писал, что недостойным людям больше всего завидуют во время их первого появления [в высокой должности], а после этого зависть сдерживать проще; наоборот, достойным и заслуженным людям больше всего завидуют, если их удача постоянна. В то же время те, кто добился почестей тяжелым трудом, большими усилиями и подвергая себя опасностям, в меньшей степени возбуждают зависть. Поэтому когда, например, политики, достигшие величия, постоянно жалуются на утомительность своих забот, это мудрое и осторожное поведение, считал Бэкон. Они поступают так не потому, что сами так считают, но для того, чтобы вырвать жало у зависти. Однако им следует жаловаться только на утомительность тех забот, которые следуют из их обязанностей. Дополнительно взятые на себя чрезмерные обязательства скорее усилят зависть.

К. Муздыбаев показал также, что чем большей будет величина выигрыша человека в лотерее, тем чаще к нему будет проявляться зависть (табл. 3.1).
 
Таблица 3.1. Приписывание чувства зависти респондентами соседу, выигравшему в лотерее, % случаев


Социальная несправедливость . П. Куттер считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной буржуазной семьи, посещающих гимназию? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции? Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит, умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы» (1998. С. 78).

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», к всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Роль средств массовой информации и рекламы . Провоцируют возникновение зависти СМИ. Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Способствует возникновению зависти и реклама, которую мы видим каждый день (Т. В. Бескова, 2012д). Г. Шек (2010) пишет по этому поводу: «Сейчас немецкая реклама также начала использовать намек на зависть со стороны других в качестве основания для того, чтобы купить товар. Так, в конце 1965 г. огромные постеры на майнцких трамваях обещали счастливым обладателям одной из марок стиральных машин, что другие будут им завидовать. А на рекламе одного производителя грузовиков, появившейся в немецких ежедневных газетах в 1966 г., было изображено автомобильное сиденье с мягкой обивкой и написано: “Вам будут завидовать оттого, что вы сидите в этом кресле”» (c. 44).

В последнее время в экономике даже появилась формализованная концепция зависти для развития спроса. Таким образом, наличие у людей зависти фактически позволяет рынку развиваться.

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook делает людей несчастными, заставляет испытывать жалость к себе и ненависть к друзьям. К таким выводам, как пишет «Los Angeles Times», пришли исследователи из Берлинского университета имени Гумбольдта и Дармштадтского технического университета. Результаты исследования, в ходе которого были опрошены 357 человек, главным образом студентов из Германии, ученые опубликовали в работе под названием «Зависть в Facebook: является ли она скрытой угрозой для человеческого счастья?»

Как выяснилось, состояние зависти у пользователей соцсети возникает после просмотра ярких фотографий, которые опубликовали их друзья, в том числе фотографий из путешествий, с веселых встреч и праздников. Зависть возникает, если друзья пользователя получают большое количество «лайков» к своим фотографиям и сообщениям, а также если на их страницах публикуется множество поздравлений с праздниками, например с днем рождения.

Посетители сравнивают все это со своими достижениями и приходят к выводу, что другие живут более полной и счастливой жизнью, чем они сами. В результате настроение падает. При этом несчастными пользователей делает и то, что они ведут менее активный образ жизни в социальной сети, т. е. когда они сами публикуют гораздо меньше контента и в основном следят за публикациями других.

Пользователи Facebook со средним возрастом 24 года признались, что чувство зависти в них пробуждает просмотр фотографий друзей (56,3 %), просмотр более успешной социальной активности (14,1 %), активность, свидетельствующая об успешных отношениях с близким человеком, родственниками и друзьями (4,2 %). При этом местом наиболее частого возникновения чувства зависти по-прежнему является реальный мир, указывают исследователи: 71,5 % респондентов признались, что в последний раз они испытали зависть при общении со своими знакомыми вживую (и только 21,3 % назвали местом возникновения негативных эмоций Facebook, что тоже немало).

«Результаты исследования предупреждают о том, что люди воспринимают Facebook как некий стрессовый фактор. Со временем это может поставить под угрозу устойчивость Facebook и других подобных социальных сетей», — говорится в заключении работы.

По материалам Интернета (Facebook делает людей несчастными)

Ключевые слова: Зависть, Общество
Источник: Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Материалы по теме
Роль зависти для общества
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Социально-демографические характеристики и завистливость
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Нормативная основа политической системы общества
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Власть и общество в СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Необходимые условия демократизации общества
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Исторические типы общества
...
Глобальный уровень общества. Цивилизационный подход
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Функции зависти
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий