Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Во-первых, это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; во-вторых, это господство над людьми; в-третьих, это лица, органы, облечённые соответствующими властными полномочиями.
Анализ данных трактовок позволяет сделать вывод, что специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Согласно определению американского политолога Роберта Даля, некто А имеет власть над неким Б постольку, поскольку А тем или иным способом может заставить Б сделать нечто, что соответствует интересам А и что сам Б иначе не стал бы делать.
В политологии имеется несколько подходов к истолкованию власти.
Теологический подход - всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - исполнители воли Бога. По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на религиозных постулатах. Подчинение людей божественной воле обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода.
Биологический подход - власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными (социальный дарвинизм и др.).
Психологический подход - власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания в результате того, что человеческой психике посредством скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.
Бихевиористский подход - власть есть особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Мифологический подход - власть одних людей связана с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей.
Антропологический подход - распространяет понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, образования и объявляет политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. На этом основании считается правомерным говорить о существовании политической власти во всяком обществе. Носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.
Конфликтологический подход - рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы.
Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется (совершения действия, соответствующего воле субъекта, обладающего властью).
Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.
Как и любое явление, власть имеет свои источники. Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся:
- Физическая либо социальная сила. Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти.
- Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства.
- Знания и контроль над информацией. Известный американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».
- Люди, как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники.
Власть также имеет свою структуру, которая включает субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия.
Субъект власти, воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике - это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.
Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т. п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет.
Объект власти, то есть подчинённые. В политике это объект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивы подчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др.
Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д.
Власть как явление выполняет в обществе определенные функции, которые можно разделить на два вида:
- Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями: достижение общественного согласия, поддержка общественного порядка и стабильности, координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами; выявление и разрешение конфликтов и др.
- Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: подготовка, принятие и реализация решений, организация их выполнения; контроль за реализацией принятых решений; оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений.
Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества - практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти.
Таким образом, в своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Политологию, как науку о политике, в первую очередь интересует все, что связано с функционированием власти в обществе -политическая власть. Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть - основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической сферы общества.
Отличительные признаки политической власти:
- Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы.
- Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев.
- Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется.
- Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю.
- Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия.
- Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.
В политической власти можно выделить три элемента: директивный - наличие приказа и соответствующих действий; функциональный - обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный - обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений.
Функции политической власти: формирование политической системы общества; организация политической жизни и политических отношений общества, включающих отношения государства с обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами и т. д.; управление делами общества и государства на различных уровнях; создание определённого типа правления, политического режима и государственного строя; обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод; выполнение хозяйственно-созидательных функций.
Виды политической власти выделяются по различным основаниям:
- по формационному и классовому признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе);
- по отношению к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная);
- по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая);
- по функциям органов власти (законодательная, исполнительная и судебная);
- по правовому признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная);
- по институциональному признаку (государственная, партийная и др.);
- по средствам и методам осуществления власти в обществе (тоталитарная, авторитарная, демократическая).
Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, моби-лизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей.
Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведения людей, социальных групп, классов, посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.
Характерные признаки государственной власти:
1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях.
2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом.
3. Обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения.
4. Имеет специальный сложный аппарат (механизм) управления всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти.
5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность.
Любая государственная власть имеет очень сложную структуру, как правило, включающую в себя следующие элементы: субъекты, нормы, средства, методы и цели субъектов государственной власти.
Субъекты государственной власти - это, прежде всего, три ветви власти на всех уровнях их функционирования - от центрального (федерального) до микроуровня - власти в первичных организациях.
Нормы государственной власти подразделяются по уровням ее функционирования, каждый из которых, согласно своей компетенции, может вырабатывать свои законодательные акты.
Средства и методы государственной власти - это те же ресурсы и методы, которые присущи власти в целом.
Цели субъектов государственной власти - это предвидение, прогнозирование субъектами власти конечных итогов своей деятельности, которые всецело зависят от реализации коренных интересов государства: непосредственное функционирование и удержание государственной власти, существующего политического режима и социально-экономического строя; обеспечение национального суверенитета государства и территориальной целостности страны; отстаивание национальных интересов на международной арене; создание условий для демократического развития страны во всех сферах её жизнедеятельности; поддержание политической, экономической, социальной стабильности общества; обеспечение поступательного и прогрессивного развития страны и т.д.
В современной политологической науке обычно выделяют четыре уровня функционирования государственной власти.
Микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Мезоуровень - подчинённые центру органы (республиканские, областные, краевые и т. д.).
Макроуровень - центральные органы (институты) государственной власти.
Мегауровень - распространение центральной макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.
Таким образом, политическая власть и государственная власть тесно взаимосвязаны. Обусловлено это тем, что она исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. В тоже время понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической организации общества: в рамках политических партий, общественных организаций, профсоюзов, международных организаций и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, её основным содержанием. Любая негосударственная общественная организация участвует в отправлении политической власти (исключая её полномочия в отношении своих членов) через посредство государства.