Виды публичных выступлений

М. Р. Львов (2003) выделяет следующие виды публичных выступлений:

  • информационное;
  • убеждающее;
  • побуждающее.

Информационная речь. Преобладает функция передачи знаний. Прежде всего оратору необходимо обращать внимание на рациональный, логический аспект, следить за порядком изложения своих мыслей, раскрывать причинно-следственные связи.

Убеждающая речь. Ее цель, с одной стороны, с помощью логических доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение, с другой — вызвать у слушателей те или иные чувства. Эмоциональный аспект может выходить на передний план.

Побуждающая речь. Ее задача заключается в том, чтобы в интересах коллектива и общества побудить слушателей к тем или иным действиям. Особенностью побуждающей речи является то, что вам как оратору необходимо воздействовать на волю слушателей и вдохновить их на практическую деятельность. Чаще всего такая речь представляет собой «оперативную» речь, поэтому не планируется заранее; ее содержание может измениться в зависимости от событий.

Вместе с тем следует помнить, что разные виды выступлений тесно переплетаются.

Начиная готовиться, не стоит забывать, что любое выступление должно быть не только информативным, но и стимулирующим мыслительные процессы слушателей, т. е. развивающим, кроме того, оно обязательно должно быть доказательным. Можно выделить как минимум два вида логических доказательств:

  • прямое — это обоснование суждений на каком-нибудь несомненном факте, из которого непосредственно выводится истинность тезиса. Например, «все мы — представители какой-то национальности»;
  • косвенное, которое применяется тогда, когда истинность тезиса лучше доказывать не напрямую, а посредством опровержения противоположного тезиса, т. е. когда можно доказать ложность противоположного. Например, «если бы мы были одинаковыми, то...».
Источник: 
Слотина Т.В., Психология общения
Темы: 
Оставить комментарий