Виды представлений и их сущность

Существуют различные подходы к классификации представления по различным основаниям. Так, Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко различают представления памяти и представления воображения.

Основная классификация представлений основывается на том, что в их основе лежит прошлый перцептивный опыт, а представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов. Поэтому выделяются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие представления.

Известна также классификация, предложенная Б.М. Тепловым, которая осуществляется по следующим основаниям:

  • содержание;
  • степень обобщенности.

По содержанию представления могут быть математическими, географическими, техническими, музыкальными и т. д.

По степени обобщенности выделяют частные и общие представления.

Кроме того, представления можно разделять по степени волевых усилий на непроизвольные и произвольные (А.Г. Маклаков).

Составим классификацию представления по следующим различным основаниям:

  • виды анализаторов, которые в них задействованы;
  • происхождение;
  • степень обобщения;
  • степень проявления волевых усилий;
  • продолжительность.

Классификация представлений по различным основаниям представлена в табл. 5. Рассмотрим более подробно отдельные виды представлений.


Представления — чувственные образы и их чаще всего классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение.

1. По видам анализаторов, которые участвуют в формировании представлений, различают следующие представления:

  • зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
  • слуховые (представления музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представления запаха цветов, травы, леса);
  • осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);
  • двигательные (представления движений своего тела и конечностей при прыжке) и др.

Деление представлений по видам анализаторов довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов.

Формирование представлений о запахе, вкусе, тактильности и иных физических свойствах предметов происходит в жизни, закрепляется в начальной школе и на уроках химии, физики. Однако в обучении преимущественно формируются зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные представления и оперирование ими происходит во всех школьных предметах. В дополнение к уже приведенным примерам можно напомнить, что структурные формулы вещества в химии — это схематизированные зрительные представления, без усвоения которых нельзя овладеть химией.

Слуховые представления интенсивно формируются в школе на занятиях пением, музыкой, иностранным языком. Основу развития фонематического слуха представляет складывающийся запас слуховых образов.

Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета, по представлению.

Исследователями установлен следующий факт. Если человек представляет движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные импульсам, которые регистрирующимся при реальном выполнении движения. Правда, импульсы при образе движения значительно слабее, но «рисунок» их одинаков.

Психологи экспериментально показали, что намерение сделать то или иное движение вызывает напряжение мышц, незаметное для самого человека, но доступное для регистрации приборами. Эти движения можно наблюдать в следующем опыте. Возьмите в руку двумя пальцами шнурок с привязанным к концу небольшим грузом и напряженно представляйте, что груз раскачивается. Груз действительно начнет раскачиваться: нитка выявит незаметные для вас движения, совершаемые рукой под влиянием представлений.

Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Они выражаются в биотоках мышц. Это, например, используется в конструировании искусственной руки. Браслет, снимающий биотоки с руки оператора, соединяют с механической рукой, повторяющей все те движения, которые он представляет и производит. Подобным образом конструируются и различные манипуляторы, управляемые с помощью биотоков мышц человека.

Имеет практическое значение и так называемая идеомоторная тренировка, широко применяемая в спорте. Представление движения вызывает напряжение мышц и поддерживает необходимый уровень их тренированности. Ими широко пользуют ся спортсмены, так как неоднократное повторение представления движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Неслучайно тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала и до конца. Как показывает практика, такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты В. Мессинга и М. Куни). Они по идеомоторным актам угадывали движения и, основываясь на них, двигались в ту сторону, куда хотел бы пойти человек, которого они держали за руку.

Выработка сложных двигательных навыков в различных профессиях — это одновременно и создание системы сложных двигательных представлений. Большое значение имеет и то, чтобы люди, овладевшие двигательными трудовыми навыками, совершали их неоднократные представления, тем самым укрепляя механизм выполнения данного трудового действия.

2. По происхождению выделяют представления, возникшие на основе ощущения и восприятия, воображения и мышления. Представления, возникшие на основе непосредственного отражения мира, составляют основной, исходный фонд чувственных знаний личности. Эти представления сохраняются в памяти и необходимы для узнавания, ориентировки в окружающей действительности. Они составляют чувственную базу для формирования конкретных понятий и понятий на небольших уровнях обобщения и абстрагирования.

Представления как образы могут создаваться в результате работы воображения. Чтение художественной литературы обогащает сознание образами, которые не были даны нам в восприятии. Чацкий и Онегин, Давыдов и Левинсон, как и множество других образов литературных героев, существуют в сознании как реальные личности. С ними можно советоваться, спорить, они могут быть идеалом в поведении.

Современная наука во все большей степени выражает результаты познания мира в виде представлений, которые материализуются в графических моделях, схемах, воссоздающих в наглядной форме научную картину мира. В геометрии математическая наглядность входит в содержание геометрических понятий. Без накопления соответствующих представлений овладение этим разделом математики невозможно.

Таким образом, в памяти человека сохраняются и взаимодействуют представления, возникшие как на чувственной, так и на логической ступенях познания.

3. По степени обобщения в образе объективной реальности различают единичные, общие и схематизированные представления.

Единичные представления основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза) или явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства. Можно представлять понравившуюся полянку в лесу, картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», знакомого человека, игру актера в любимой пьесе или кинофильме. Единичные представления занимают особое место в структуре сознания. Они являются базой для развития этических и эстетических чувств личности. Нельзя ожидать интереса и любви к музыке у человека, который не знает ни одной конкретной мелодии, не сохранил в представлении ни одной музыкальной пьесы. Этические переживания поступков героя книги закладывают опыт собственного поведения в аналогичных ситуациях. Если книга не оставляет таких представлений, ее чтение прошло впустую. Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания и служат основой формирования общих представлений.

Общие представления — это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (например, дерево, березовая роща и т. д.).

Общее представление позволяет представить общие черты группы сходных предметов. Рисуя для ребенка человека, взрослые иногда приговаривают: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, ручка, ручка, ножка, ножка, огуречик, получился человечек». В таком рисунке схвачены основные компоненты фигуры человека.

В качестве примера можно также привести схематизированное изображение дерева. Изображение дерева вообще: ствол с ветвями. В общих представлениях возможно отразить лишь группу предметов и явлений, между которыми есть внешнее сходство. Нельзя представить и изобразить животное вообще, но можно представить птицу вообще, кошку вообще, собаку вообще. При более высоком уровне обобщения образ распадается, он не может вместить в себя разнородные элементы. Образ «полужуравль» или «полукот» может быть создан лишь в воображении.

Общие представления включены в обучение любому предмету. Для формирования адекватного общего представления учитель должен продумать демонстрацию ряда разных единичных объектов в различных положениях. В исследованиях отмечено, что школьники, которым прямоугольный треугольник показан лишь в одном положении, не узнают его в других поворотах на плоскости. Прибор амперметр, показанный в деревянной коробке, школьники не узнают, если в следующий раз его покажут в металлическом футляре. Выделение типичных и отличительных признаков во внешнем облике группы предметов требует демонстрации ряда представителей этой группы.

Схематизированные представления — отражение предмета в виде условного графического изображения. Рассмотрим этот вид представлений на следующем примере. Учитель физики, разбирая вопрос о давлении тела на опору, использовал кинофрагмент: подъем человека в лифте. Школьники припомнили ощущения, которые у них возникают в лифте при движении и остановке. Выделив действующие силы, учитель показывает статический кадр с изображением лифта и стрелками, фиксирующими действующие силы, а затем на доске и в тетрадях учащиеся чертят вектор воздействовавших сил, который в наглядно-геометрической форме образно воссоздает данную ситуацию. Затем при решении задач ученики представляют в векторной схеме условия любой новой задачи.

Карты боев и походов на уроках истории схематизируют реальное движение армий, помогая пониманию хода сражения. Схематизированные представления настолько обобщены, что в них утрачено внешнее сходство с предметами данного класса.

Существенные для познания свойства выражены графически на чувственно-логической основе.

4.    По степени проявления волевых усилий представления делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
  • Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека.

5.    По продолжительности представления бывают кратковременные, долговременные, оперативные.

  • Кратковременные представления — это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления.
  • Оперативные представления извлекаются человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами. У авиадиспетчера формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающей на определенное время решение поставленной задачи с учетом сложившейся воздушной ситуации с самолетами.
  • Долговременные представления сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и довольно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов.

Для учебной деятельности формирование представлений является не менее важной задачей, чем формирование понятий. Однако до последнего времени учителя сталкиваются с большими трудностями при их формировании. Интенсивное включение в учебную деятельность кино, телевидения, видео- и диафильмов, компьютера, магнитофонной записи и т.п. способствует формированию системы устойчивых неодинаковых представлений для учащихся всех школ. Это позволяет выравнивать уровень умственного развития школьников, например, городских и сельских школ.

Ключевые слова: Представление
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Восприятие и представление
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Представление и воображение
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Понятие и его отличия от представления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Понятие и основные особенности представления
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Индивидуальные особенности представления и его развития
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Индивидуальные особенности представлений
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Воображение как процесс преобразования представлений
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий