Первые и наиболее общие классификации правосознания были сформулированы российскими исследователями еще в 70-х годах ХХ века и связаны с пониманием этого феномена как формы общественного сознания.
Например, А.Р.Ратинов (Ратинов, 1974) выделяет пять критериев классификации правосознания:
- способ отражения (познавательное правосознание, включающее знания, идеи/социально-психологическое правосознание, включающее переживания и оценки);
- глубина отражения (обыденное правосознание, нецеленаправленно формирующееся в обыденной жизни/теоретическое правосознание, хорошо структурированное, присутствующее в основном у юристов);
- широта распространения (массовое правосознание, распространенное среди больших социальных групп/специализированное, характерное для определенных профессиональных групп/локальное правосознание, существующее в отдельных районах);
- субъект (индивид/группа/общество);
- предмет отражения (уголовно-правовое правосознание, административно-правовое и т. д.).
Однако правосознание может быть классифицировано и по другим, более частным основаниям, например, по отношению к закону. В частности, результаты изучения аттитюдов к закону у граждан России демонстрируют несколько типов отношения к нему в соответствии с пониманием его целей и оценкой его эффективности (Трушков, 1995):
- «рационалисты», которые считают, что подчинение закону необходимо, так как он является препятствием хаосу. Но его можно обойти, если он неразумен. Представление о законе соответствует нормативным ценностям, однако люди не верят в его справедливую реализацию;
- «пессимисты», имеющие бескомпромиссное представление о законе, которое соответствует букве закона. Это сопровождается отрицательным отношением к закону и его институтам и неверием в возможность справедливого решения;
- «нигилисты», отрицающие закон как ценность и не верящие в то, что, подчиняясь ему, можно достичь справедливости в обществе;
- «идеалисты», имеющие позитивное представление о законе и его институтах и верящие в неподкупность блюстителей закона и возможность справедливых решений.
Другая классификация людей по их аттитюдам к закону была выявлена в межкультурном исследовании (Славская, 2004). Она включает в себя:
- «защитников», которые считают, что за обеспечение прав человека отвечают как правительство, так и они сами;
- «персоналистов», по мнению которых права человека касаются их лично, а правительству трудно что-либо сделать;
- «пессимистов» или «скептиков», которые выражают неверие в эффективность как своих усилий, так и усилий правительства;
- «правительственников», которые считают, что правительство более эффективно в обеспечении уважения к правам человека, чем лично они.