Виды обучающих воздействий

Виды обучающих воздействий педагога на учащихся зависят от того, какие функции ученики выполняют на уроке. Эти функции могут быть следующими:

  1. пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; в этом случае ученики рассматриваются как объекты формирующих воздействий педагога: им сообщается готовая информация и их принуждают к определенным учебным действиям;
  2. активный самостоятельный поиск и использование информации в соответствии с интересами и потребностями учащихся; в этом случае учащиеся рассматриваются как субъекты учения, а в основе научения лежит самодвижение;
  3. поиск и использование учащимися информации организовывается и направляется извне, т. е. педагогом; в этом случае учащиеся выступают и как объекты педагогических воздействий, и как субъекты познавательной деятельности. Педагог активизирует интересы и потребности учащихся, а они осуществляют активный отбор и использование необходимой информации.

В соответствии с этими тремя функциями возникают три основных вида обучающих воздействий. Первый (передача) имеет характер готового преподнесения. Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, упражнение по готовым образцам и правилам. Второй вид — самодвижение — имеет характер естественного самонаучения. Учение складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, осмысливание, творческий поиск. Третий вид обучающих воздействий — управление — связан с направляемой познавательной активностью учащихся. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы, экспериментирование, выбор и применение общих принципов, понятий и т. д.

Для каждого вида обучающих воздействий характерны свои способы управления учебной деятельностью учащихся, свои методы обучения. Готовое преподнесение отражается в преподавании, для которого типичны сообщения, разъяснения, преподнесение, показ и задавание. Естественное самонаучение связано со стимуляцией, для него характерны пробуждение интереса, удивления, любопытства. Направление познавательной активности учащихся связано с руководством, для которого типичны постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультации.

В современном образовательном пространстве развитию творческих способностей, творческого отношения к самому процессу обучения уделяется пока крайне мало внимания. Анализ ситуации показывает, что на решение задач творческого характера преподаватели в среднем отводят 5% учебного времени. По данным Международного мониторингового исследования качества образования TIMSS, по сравнению с другими странами российские учителя уделяют довольно много времени (от 15 до 20%) контролю знаний учащихся. Кроме того, значительная часть времени на уроке (до 10-15%) отводится на проверку домашних заданий. Как результат — снижается доля времени на организацию познавательной, исследовательской, творческой деятельности школьников. Так, в России она не превышает 35% всего учебного времени на уроке, в то время как, например, в англоязычных странах она составляет не менее 45%. Практически все российские учителя (97%) задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это значение выше, чем в других странах, и вдвое превышает среднее международное (43%). Для сравнения: в Японии и Корее учителей, часто задающих домашнее задание, менее 5%. Пичугин С. С., 2010. С. 279.

Темы: Обучение
Источник: Ильин Е.П., Психология для педагогов
Материалы по теме
Формирование учебной деятельности
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Особенности учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Сущность учения
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Учебная мотивация, методы ее диагностики
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента
Обучение как феномен
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Основные понятия дидактики. Процесс обучения
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Структура решения педагогических задач
Быков А.К., Психолого-педагогический практикум
Оставить комментарий