Криминологическое планирование бывает перспективным и текущим.
- Перспективное программирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели — наиболее полной регуляции преступности. Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.
- Текущее программирование предназначено для решения промежуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, составляется на основе краткосрочного прогноза.
Кроме того, выделяется комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое и ведомственно-отраслевое программирование в зависимости от направлений деятельности.
Комплексно-территориальное криминологическое планирование предусматривает мероприятия в региональном разрезе, т. е. по местностям; комплексно-отраслевое — по отраслям экономики; ведомственно-отраслевое — предусматривает специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными типами и координирует деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, суда, юстиции, арбитража.
Методы криминологического планирование — есть общие, т. е. которые применяются и в программах экономического, социального развития и специальные, т. е. используемые непосредственно при криминологическом программировании.
К общим методам относятся:
- а) балансовый метод, суть которого заключается в обеспечении равновесия различных, равнозначимых и разнохарактерных процессов социального развития — экономических, культурных, политических и т. п. в их воздействии на преступность;
- б) программно-целевой подход, который предусматривает не только мероприятия, сроки, исполнителей, но и их ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение, расписание конкретных задач по субъектам и т. п.
К специальным методам криминологического программирования следует отнести:
- а) мероприятия по воздействию на преступность, ее управление проходят «красной нитью» по всем разделам программ экономического, социального развития, т. е. являются «сквозными», «проникающими» и специально не выделяются; осуществляется по результатам криминологической экспертизы социальных и экономических программ, нормативных актов;
- б) мероприятия по управлению преступностью выделяются в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываются самостоятельно и получают наименование программы предупреждения преступности и иных правонарушений, который состоит из ряда подразделов, расписан по субъектам (его структуру мы рассматривали в 1-м вопросе: 5 блоков, 13 подразделов), как общей компетенции (выделение задач для органов местного самоуправления, учебных заведений и т. п.), так и по специально осуществляющим эту деятельность (правоохранительные органы).