Виды государственного устройства

В разделе 2 рассматривались классификации видов государственного устройства Платона и Аристотеля. Современные классификации в чем-то проще, в чем-то сложней. Они отталкиваются от официального названия государства. Все существующие государства можно разделить на две большие группы: монархии — государства, которые управляются одним человеком, и республики, где правит более чем один человек (точный перевод слова «республика» с латинского.— «общее достояние»). Монархия может быть абсолютной (как Российская империя до 1905 г.) или конституционной, если правление монарха ограничено законом. Самой по себе Конституции как Основного закона государства может при этом и не быть, как, например, в Англии. Следует различать формальное название и суть. Такие развитые страны, как Великобритания, Бельгия; Швеция, Япония, формально монархии, а фактически республики, и словосочетание «английская королева» давно стало нарицательным для обозначения человека, который лишь считается правителем.

Современные республики делятся на три типа: парламентская, президентская и смешанная. В парламентской республике по результатам всеобщих выборов формируется правительство. Часто премьер-министром становится глава победившей партии. Это обычно для ФРГ, где за власть реально борются 2—3 партии; реже в Италии, где соперничает большое количество партий. То же в Великобритании и Японии (формально это конституционные монархии, а по существу парламентские республики). В парламентской республике может быть президент, но он выполняет в основном представительские функции. В большинстве старых демократических стран принята форма парламентской республики, и она считается более демократичной.

В президентской республике фактически глава государства президент, избираемый всеобщим голосованием и обладающий большими полномочиями (пример: США). Он глава кабинета министров и предлагает членов правительства, кандидатуры которых утверждаются парламентом, также избираемым всеобщим голосованием. В большинстве новых демократий принята форма президентской республики.

В смешанной форме республики президент и парламент обладают сравнимыми полномочиями. Существует обязанность вотума доверия правительству парламентом. В этом случае, если большинство в парламенте имеет одна партия, а президент принадлежит к другой, может оказаться, что премьер-министр и президент придерживаются разных точек зрения. Для того чтобы сделать возможным проведение согласованной политики, в подобной ситуации вводится разграничение полномочий между президентом и премьер-министром. Например, во Франции президент преимущественно решает вопросы внешней политики, а премьер-министр — внутренней.

Если говорить о государственном устройстве России, то она в XX в. прошла путь от абсолютной монархии к монархии, конституционной (после 1905 г.), далее к республике (после 1917 г.), которую можно Назвать «секретарской» (номинальным главой государства в СССР был председатель Верховного Совета — высшего законодательного органа, а фактическим — 1-й секретарь ЦК КПСС — ведущей и единственной партии), затем парламентской (с 1991 г. до разгрома Верховного Совета) и, наконец, после 1993 г. президентской, даже ультрапрезидентской, поскольку президент Российской Федерации по нынешней Конституций обладает полномочиями, которых не имеет ни один президент развитой страны. В отличие от США президент может распустить нижнюю палату парламента, и она не утверждает членов кабинета министров, а только премьер-министра, которого предлагает президент. Неутверждение трижды предложенной президентом кандидатуры премьер-министра (она может быть одной и той же, как подтвердил Конституционный суд) дает президенту право распустить Государственную думу и назначить новые выборы. В условиях угрозы роспуска парламента неутверждение предложенной президентом кандидатуры премьер-министра оказывается, таким образом, самоубийственным шагом, на который Дума еще ни разу не отважилась.

Для того чтобы уменьшить значение парламента по сравнению с президентом, Федеральное собрание, заменившее бывший прежде Верховный Совет, было разделено, по сути дела, не только на две палаты, а на два самостоятельных учреждения, расположенных в разных местах. С этой же целью верхняя палата парламента была составлена из глав исполнительной и законодательной власти регионов, что привело к нарушению принципа разделения властей. В результате вес Совета Федерации стал таким большим, что он порой не соглашался с президентом (например, в вопросе об отстранении Генерального прокурора), и понадобилась реорганизация 2000 г., чтобы уменьшить его значение. Вместо глав регионов теперь в Совет Федерации входят представители регионов. В результате еще более усилилась власть президента.

Источник: 
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.