"Я не знаю"...
Когда-то давно мой терапевт заново открыл для меня меня эту фразу. Частенько, когда я говорю "я не знаю", вспоминаю о нем и мысленно благодарю.
Чем же так важна эта простая, известная всем с детства фраза?
Тем, что я могу признаваться себе и другим, что не знать, быть некомпетентным в каком-то вопросе или даже глупым - не стыдно и не страшно. Это про принятие, любовь и разрешение БЫТЬ, не исчезать в этом месте.
Эту фразу очень любят искоренять в школах.
"Как, ты не знаешь?!"
И за тоном этого вопроса стоит очень много смысла - негативного, уничижительного, презрительного.
Например, в Финляндии, не принято вызывать ученика, если он не изъявил такого желания. В этой стране считается неприемлемым выставление недостатков учеников перед одноклассниками. И тогда учеба идёт не через насилие, а от интереса и здоровой конкуренции.
Потом к школьному посылу может добавиться с виду безобидное родительское: "Эх ты!... Как же можно не знать таких вещей!"...
И так, кирпичик за кирпичиком, складывается железобетонное мнение - я должен быть компетентным всегда и во всем!
Охраняет эту конструкцию квартет: Власть, Контроль, Стыд и Вина.
Выстраивается стена из глухоты к себе, своим ощущениям, чувствам и способности к рефлексии.
Вместо осознавания, что нужно остановиться, замедлиться для "подумать"
или признать, что не хватает исходных данных для наилучшего выбора, человек склонен к сиюминутным решениям или реакциям.
Это лишает возможности развиваться. Человек уходит в свои защитные реакции и с важным видом выдает дежурную заготовку типа "мне не интересно" или "знаю, проехали".
А мог бы сказать: "Я не знаю" и стать чуточку богаче...