Условия становления гражданского общества в современной России

Глубинные корни процессов пробуждения массового сознания, активизации граждан и формирования гражданского общества уходят в 1990-е гг., когда в России были начаты либеральные реформы, осваивались новые социальные практики, проводились выборы органов власти, развивалась рыночная экономика. Экономические реформы, начиная от «шоковой терапии», поставившей население в трудное материальное положение, и приватизации, приведшей к резкой социальной дифференциации, толкали людей на поиски иных путей социально-экономического и политического развития. Как отмечает В. Г. Марахов, «идея гражданского общества воспринималась массовым сознанием как иное, лучшее общество, в котором будет покончено с катастрофической ситуацией».

В результате сформировался активный людской потенциал, без которого невозможно становление структур гражданского общества.

Возвращение же государства в социальную сферу, успешная реализация национальных социальных проектов является определяющим для успешного развития как демократии, так и гражданского общества.

Развитие гражданского общества определяется характером взаимодействия с политической системой. При условии создания социальной базы в политической системе, освобождении многочисленных общественных организаций от бюрократического патернализма можно говорить о зрелом характере гражданского общества, которое способно влиять на общественно-политические процессы, привнося в них гражданскую активность населения.

Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяет большинство современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр вульгарных подходов к реформам, которые были характерны для России в 1990-е гг., необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

По мнению российского ученого С. Перегудова, развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия».

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать. В данном контексте авторы согласны с В. Г. Мараховым в определении гражданского общества как системы «экономических, социальных, политических и духовных отношений, освященных ценностями свободы, справедливости и безопасности в условиях существования частной собственности и дифференциации форм собственности».

В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.

Российская склонность к расплывчатым, неопределенным нормам права стала предметом специального исследования французского политолога М. Мендрас, которая объясняет ее так:

«Расплывчатое и поддающееся приспособлению незамедлительно избавляет от хлопот больше, чем подчинение ясным и твердым правилам, регулирующим цели и обязанности каждого».

Не столько владение информацией о правовых нормах, сколько монополия на их истолкование позволяет властям по своему усмотрению ориентировать поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится едва ли не главным ресурсом, используемым власть имущими для всепроникающего контроля над частной жизнью граждан. В отсутствие законоправия в нашем отечестве и поныне нет пространства частной жизни, защищенного гражданскими правами и ограниченного общественными обязанностями человека. И чем более его границы условны, а значит и проницаемы для произвола любой власти, тем шире воспроизводство всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений.

Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Как отмечает В. А. Гуторов, «...прогресс гражданского общества предопределяется в реальной жизни эволюцией самого государства, а вовсе не степенью развития гражданской автономии». Потому что только под защитой закона могут создаваться различные социальные образования, вследствие чего правовое государство составляет сердцевину гражданского общества и ему предшествует. В данном контексте является принципиально важной для становления гражданского общества в России реализация тех правовых инициатив, с которыми выступил Д. Медведев, так как в конечном счете они создают базу для гражданского общества.

Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством. Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые становятся препятствием на пути становления правового государства:

  • не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
  • нарушаются избирательные права граждан, в частности через использование административного ресурса;
  • оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения;
  • ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
  • свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилья коррумпированного чиновничьего аппарата;
  • сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
  • не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.

Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:

  • признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
  • создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
  • деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
  • финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
  • создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
  • предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т. д.);
  • реализация принципа субсидиарности.
Ключевые слова: Общество, Гражданство, Россия
Источник: Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с., ил.
Материалы по теме
Публичная сфера и гражданское общество
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Понятие «гражданское общество»
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Понятие общества в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Политические группы и общности
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Легитимность политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Направления субъективного подхода к анализу общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Типы и функции политического лидерства в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий