Условия осуществления демократии

Возможно, вы убедились, что демократия — дело непростое. Ее трудно установить, но очень легко разрушить. Даже особых усилий прилагать не надо — только чуть-чуть нарушил ее исходные принципы, немножко ограничил избирательные права, немного снизил ответственность властей перед народом, немного «подправил» механизм голосования — и вот тебе вместо реальной мнимая демократия.

К примеру, демократия невозможна там, где не соблюдается основное право — все люди равны. Причем равны во всех отношениях, а не только в тех, которые кажутся правильными партии, монарху или президенту. Ведь за признанием того, что все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье, правительству придется всего этого добиваться на практике. А таланта, желания и денег на всех не хватает. Или кого-то посчитали более равным, чем все другие. Тогда равенство достается избранным, а массе остается неравенство.

Право голоса — также непременное условие демократии. Им должны обладать буквально все, за исключением всего трех категорий людей: умственно неполноценных, детей и преступников. Его не могут лишить по критерию расы, национальности, пола, религии, имущественного положения. Но в античной Греции и Риме такое, как мы знаем, происходило. Долгое время похожее наблюдалось в подавляющем большинстве европейских стран, имеющих несравненно больший опыт построения демократии, нежели наша страна. Стало быть, эти страны в те периоды назвать истинно демократическими нельзя. Ведь только с 1900 г., хотя бы в рамках одной страны, к голосованию были допущены все категории населения. А многое можно сделать за такой срок?

Но даже предоставив всем гражданам формальное право голосовать, общество ни на шаг не продвинется к демократии, если не создаст реальные предпосылки для такого участия. В. Ленин правильно писал, что в управлении государством должен принимать участие любой человек, даже кухарка. Но он забыл, что кухарка будет руководить государством по-кухарски, т. е. на уровне 1—2-го классов. Образование — вот необходимое условие для участия.

Независимо от способностей и имущественного положения людей государство обязано предоставить им возможность получить образование в том объеме, какой необходим для ориентации в политических делах и правильного решения в голосовании. А современные демократии идут дальше этого, в общем-то начального уровня, требуя от государства того, чтобы оно независимо от способностей людей каждого гражданина вывело на такой уровень образованности, грамотности, мышления, который доступен его природной сущности. Каждого развить до наивысшего для него уровня. Не просто предоставить возможности, а стимулировать, заставить, воспитать, вовлечь. А если какое-то государство от бесплатного и общедоступного образования переходит к платному, привилегированному, то можно ли считать, что оно продвигается по пути к демократии?

Демократия — это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством.
Джордж Бернард Шоу

В истинной демократии не может быть разных школ для разных социальных классов. Школьное образование должно быть обязательным для всех. Только оно позволяет повзрослевшим гражданам, обобщив всю совокупность фактов, сделать правильное политическое решение. Правительство, предоставившее всем категориям возможность голосовать, но не давшее всем качественное образование, готовит себе мину замедленного действия. Малообразованные, оказавшись в большинстве, проголосуют за новое правительство, за диктатуру, за что-то еще, к чему не готово правительство. Американцы давно заметили, что как только у рабочего класса повышается уровень образования, он перестает голосовать за свои рабочие партии, в том числе коммунистическую, и все больше отдает предпочтение партиям, выражающим интересы среднего класса. Равный доступ всех граждан к образованию — важнейший принцип демократии.

Демократическое правление получает свою юридическую силу только с согласия на это управляемых. Напротив, в тоталитарном обществе мнения последних, когда устанавливают власть, никто не спрашивает. Согласившись с этим парламентом и этим правительством, народ соглашается, следовательно, подчиняться тем законам, которые издает этот парламент, и слушаться этого правительства, которое контролирует их выполнение. Иначе и быть не может. Но правительство, парламент и президент обязаны подчиняться тем же самым законам и органам власти, что и сам народ. Исключений перед законом ни для кого в демократии не существует. Подчинение всех — от президента до бомжа — одним и тем же законам и несение за их нарушение равного наказания именуется равенством граждан перед законом. Таков еще один постулат демократии. Ее качество измеряется степенью незапятнанности чести и мундира полиции и чиновников.

Равное право участвовать в управлении государством в представительной демократии иное, чем в прямой. В небольшом городке каждый гражданин имеет право быть избранным в мэры или госслужащие. Чем крупнее государство, тем меньше этих шансов. Все 250 млн чел. не могут иметь равное право быть президентом, но у них должно быть равное право выбирать своего представителя в президенты. Все не могут стать реально сенаторами или конгрессменами. Однако все граждане могут участвовать в их избрании.


Итак, все граждане должны быть политически равны. Но означает ли это, что и экономически они должны быть также равны? Приверженцы социализма и капитализма, как это ни странно, отвечают «да», но подразумевают совершенно разные вещи. При капитализме задается равный экономический старт, т. е. независимо •т расы, религии, пола каждому предоставляются одинаковые шансы устроить свою судьбу и достичь богатства. На финише их никто не выравнивает. При социализме задается и равный старт, и равный финиш. Если ты чрезмерно обогатился, у тебя лишнее отберут. Так называемый потолок заработной платы (расспросите о нем своих родителей) требовал, чтобы и министру, и профессору, и уборщице платили примерно поровну. Не важно, что ты сверхталантлив или сверх производителен и способен обогнать других в три раза. Получать ты будешь не в три раза больше, а столько, сколько и все.

Поскольку считалось, что при социализме не должно быть ни бедных, ни богатых, средние доходы более или менее выравнивались: у богатых чуть отнимали, бедным чуть прибавляли. И всем жилось неплохо. Хотя многие ворчали: сосед купил машину, на которую с его зарплаты никак не накопишь. Действительно, если зарплата каждого была приблизительно известна, то рассчитать было несложно. Получалось, что на машину идут «левые» деньги. В самом деле, стремление жить хорошо и зарабатывать больше у людей ничем не вытравишь: если не позволяют легально, обогащаться станут нелегально.

Как социальное и экономическое равенство всех граждан на финише понималась демократия при социализме. Как равенство экономических возможностей на старте понимается демократия при капитализме. Оно означает, что государство не имеет права как-либо ограничивать предпринимательство и стремление людей обогатиться или просто жить зажиточно.

Итак, экономическая демократия предполагает право каждого зарабатывать максимально много, не нарушая закон, принятый большинством населения.

Таковы фундаментальные условия, при которых может осуществиться реальная демократия.

Ключевые слова: Демократия
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Формы демократии
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Консенсусная и мажоритарная модели демократии
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Гражданское общество, типы партий и модели демократии
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Экспорт демократии
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Институциональная модель «интегративной демократии»
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Политические учения основателей социал-демократии: Лассаль, Каутский, Бернштейн
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Демократические принципы голосования
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Концепция условий демократизации Липсета
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Оставить комментарий