Управление инвестиционной деятельностью предприятия

Концепция управления стоимостью предполагает, что инвестиции компании реализуются не хаотично, спонтанно, а в рамках выбираемой корпоративной стратегии и поддерживающей ее инвестиционной политики. При этом каждое инвестиционное решение тестируется на предмет наращения стоимости компании. Наиболее продуктивный путь такого тестирования — применение проектного подхода к инвестиционным решениям. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете.

Инвестиционный проект компании фиксирует комплекс мероприятий и их денежную оценку для создания активов (капитала) фирмы и достижения долгосрочных корпоративных целей. Выделяют коммерческие инвестиционные проекты, цели которых могут быть выражены в терминах наращения учетной или экономической прибыли, роста денежного потока, а также некоммерческие и социально ориентированные инвестиционные проекты, цели которых лежат в области создания социального капитала или разнообразных выгод стейк холдеров компании, которые невозможно оценить в денежной форме (безопасность и комфортность труда, экологическая или национальная безопасность и т.п.). При этом некоммерческие проекты (не ставящие в явном виде цель получения дополнительных денежных выгод) могут и не носить социально ориентированный характер. Например, это проекты обеспечения секретности операций, происходящих в компании, медиапроекты производственных или торговых компаний.

Цели, формы и содержание инвестиционных проектов отличаются большим разнообразием — от замены оборудования на более экономное до строительства нового имущественного комплекса и покупки контроля. Однако во всех случаях присутствует временной лаг (задержка) между моментом начала инвестирования и периодом, когда проект начинает приносить денежные выгоды (прибыль и чистый денежный поток). Часто проекты покупки контроля, приводящие к объединению бизнесов через поглощения или слияния, рассматривают отдельно от проектов создания материальных активов. Это связано со специфическими проблемами оценки затрат (как собственно на покупку, так и на процесс интеграции бизнес-культур и моделей бизнеса) и дополнительных выгод, получаемых от объединения (диагностирования синергии).

Набор рассматриваемых или принятых к реализации и уже исполняемых инвестиционных проектов формирует возможный или осуществляемый инвестиционный портфель организации. Общая величина инвестиционных оттоков, которая запланирована на текущий год, трактуется как инвестиционная программа года. Данная программа позволяет увидеть срез инвестиционных проектов и других инвестиционных оттоков на конкретный момент времени и показать увязку инвестиционных оттоков по годам. Как правило, компании «старой экономики» рассматривают и принимают инвестиционные программы сроком на три-семь лет.

Тестирование каждого инвестиционного решения на предмет экономической эффективности (сопоставления затрат и результатов) и наращения стоимости может оказаться достаточно дорогостоящим процессом. Не любые оттоки или притоки по инвестиционной деятельности компаний трактуются как инвестиционный проект, обычно речь идет о 40—60% средств инвестиционного бюджета. И в этом часто финансовые директора и аналитики видят большой недостаток, так как собственникам бывает сложно объяснить, куда делись остальные средства. Обычно компании рассматривают инвестиционные предложения в качестве инвестиционного проекта, т.е. подают заявку, оформленную как проект, прописывают мероприятия с календарным графиком при следующих условиях:

  • когда есть альтернативность в создаваемых активах (например, можно реализовывать стратегию роста компании «Балтика» через строительство пивоваренного завода в Новосибирске, а можно развивать логистические цепи и возить производимую в г. Санкт-Петербурге продукцию по стране);
  • четко фиксируются цели, для достижения которых осуществляются инвестиционные оттоки (например, требуется за два года занять рыночную нишу), когда важно согласовать поставленные перед проектом цели с общей стратегией компании;
  • необходимы существенные инвестиционные оттоки на протяжении ряда лет, что приводит к подвижкам в финансовых решениях компании, например, предполагает отказ от дивидендных выплат, привлечение внешних (заемных или собственных) источников финансирования, а значит, предприятию придется выходить на внешний рынок капитала, доказывать инвесторам эффективность принимаемого решения и выгоды для них;
  • решение требует существенных подвижек в функциональных стратегиях (например, маркетинговой, по работе с персоналом), имеют место противоречия интересов между участниками процесса реализации инвестиционного решения (например, внедрение информационных систем может существенно сократить количество занятых в различных подразделениях компании или потребовать от них новых компетенций, а значит, и затрат на их создание);
  • инвестиционное решение предполагает реализацию ряда мероприятий, которые не осуществлялись ранее, являются уникальными для компании и даже для рынка (например, выход на новые рынки (географические или продуктовые), создание инновационной продукции);
  • инвестиционное решение затрагивает интересы ряда подразделений компании, может существенно изменить финансовые показатели по различным бизнес-направлениям (например, инвестиции в «зонтичный» бренд).

Таким образом, чаще всего как инвестиционные проекты анализируются крупные (составляющие не менее 10% от имеющихся активов) инвестиционные оттоки, предполагающие привлечение заемных денег или внешнего собственного капитала.

Целесообразно также рассматривать в терминах инвестиционных проектов решения по продаже крупных активов (особенно если требуется одобрение совета директоров или собрания акционеров) или выделении бизнес-сегментов.

Обособленное выделение и рассмотрение инвестиционных оттоков, которые реализуются в рамках уже принятых ранее решений или являются по сути типичными, повторяемыми (например, замена выбываемого оборудования в рамках ранее согласованного плана обновления парка), обычно не проводятся. Нередко из-за этого возникают существенные инвестиционные оттоки в виде «неопознанного слива», когда значительные денежные средства расходуются в рамках инвестиционного бюджета бесконтрольно. Компании по-разному пытаются решить данную проблему. Так, для рассмотрения инвестиционных проектов и программ создается специальный орган из ключевых сотрудников разных подразделений — инвестиционный комитет. Нередко ключевое решение ищется в централизации денежных потоков и планировании инвестиционных оттоков по схеме «сверху вниз»
(рис. 13.2).

Реализация инвестиционной деятельности по схеме «снизу вверх» предполагает формирование проектов и инвестиционных программ на уровне подразделений (бизнес-единиц) и последующее разделение планируемых инвестиционных средств между ними. В ряде случаев имеет место аукцион по распределению инвестиционных средств между заинтересованными сторонами компании (подразделениями, филиалами и т.п.). Так как зачастую критерии для полного финансирования выставленных на низовых уровнях управления заявок не обозначены достаточно четко, то концентрация на стратегических решениях не всегда реализуется. Победителями в получении финансирования на инвестиционные цели нередко становятся подразделения с сильным руководителем (обладающим авторитетом или переговорными способностями).

Подход «сверху вниз» позволяет решить несколько важных задач в управлении инвестиционной деятельностью компании:

  • поставить под контроль большую часть инвестиционных оттоков и минимизировать внешнее привлечение капитала;
  • ориентировать инвестиционную деятельность на реализацию стратегических задач, выявленных через анализ конкурентной позиции компании и ее отдельных подразделений, а не на «затыкание дыр»;
  • наглядно показать рыночным инвесторам планы компании.

Инициация инвестиционных предложений и формирование инвестиционных проектов в рамках схемы «сверху вниз» может происходить как в низовых подразделениях (на низших уровнях управления), так и в руководстве компании через сопоставление разных вариантов развития предприятия и поиск новых конкурентных преимуществ. А вот сопоставление и отбор проектов в программу, выделение источников финансирования реализуется силами специально созданного подразделения по стратегическому развитию в соответствии с корпоративными целями.

Утверждение инвестиционной программы и бюджета — прерогатива собственников (например, совета директоров), которые рассматривают разработанные менеджментом варианты инвестиционных программ и выбирают ту, которая в лучшей степени соответствует корпоративной стратегии и увязанным с ней функциональным стратегиям (финансовой, маркетинговой и т.п.). Это связано с тем, что инвестиционные решения в наибольшей степени влияют на текущие денежные выгоды от владения собственностью и на перспективы получения выгод в будущем.

Еще одна причина делегирования именно собственникам принятия инвестиционной программы — наиболее частые проявления агентских конфликтов и агентских затрат именно в области инвестиционной деятельности. В успешных компаниях разрабатываются согласованные с собственниками положения и регламенты по инициации, анализу, ранжированию и отбору коммерческих и некоммерческих проектов и предложений. Для устранения предвзятости прогнозных оценок и сглаживания конфликта интересов нередко привлекаются внешние эксперты. Следует иметь в виду, что процесс предынвестиционного анализа зачастую бывает высокозатратным, исследование рынка, построение финансовой модели проекта с прогнозными выгодами может составлять 30—40% затрат инвестиционной стадии.

Денежная оценка инвестиционных решений, согласованная с планируемыми источниками финансирования во временном разрезе, формирует инвестиционный бюджет компании. Инвестиционный бюджет объединяет бюджет капитальных вложений (т.е. сбалансированных по источникам финансирования средств, направляемых на увеличение или изменение структуры основного капитала, представленного материальными активами (создание недвижимого имущества, модернизация оборудования и т.п.), и бюджет финансовых вложений (отражающий средства на покупку долей в других компаниях, инвестирование в ценные бумаги).

инвестиционная политика — составная часть общей корпоративной стратегии компании, которая заключается в инициации, ранжировании и отборе с последующей реализацией эффективных направлений расширения и обновления основного капитала предприятия.

При разработке инвестиционной политики учитываются не только состояние основных средств, наличие денежных ресурсов, но и подвижки в рыночной среде (поведение покупателей, поставщиков, конкурентов и т.п.).

Источник: 
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.