Умения педагога

Умение — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности. Если умения касаются отдельных действий, то их целесообразно называть операциональными. Если речь идет об умениях осуществлять какую-то деятельность (например, учить детей), то их целесообразно называть деятельностными. Такое разделение необходимо для того, чтобы не происходила путаница в понимании соотношений между умениями и навыками. Так, в педагогике и общей психологии умение состоит из ряда навыков, а в прикладной психологии (психологии труда, спорта) сначала образуется умение, которое затем переходит в навык. Очевидно, что в первом случае речь идет о деятельностном умении (например, умение учить), а во втором — об операциональном умении, т. е. умении осуществлять отдельное действие.

Навык — это частично автоматизированное действие (операциональное умение), при выполнении которого отдельные его фрагменты могут уходить из под концентрированного внимания человека, выполняются как бы неосознанно (например, это происходит тогда, когда ученик овладевает скорописью). Деятельностное умение не может автоматизироваться, но оно состоит из ряда навыков (автоматизированных операциональных умений), обеспечивающих выполнение деятельности.

Идеи, из которых учитель исходит, сами по себе не воплощаются в практические решения. Так, знание учителем общего принципа дифференциации учебной работы школьников лишь тогда будет реализовано, когда оно воплотится в некоторый конструктивный проект, задающий «технологию» дифференцированного подхода (разработка учебных заданий разной степени трудности, определение меры помощи учащимся с разной подготовкой, поэтапная отработка у учащихся умения самостоятельно выполнять все более сложные задания и т. п.). Подобного рода конструктивные схемы, воплощающие в себе педагогические идеи, разрабатываются и апробируются в методике обучения тому или иному предмету, в методике воспитательной работы; однако их реализация зависит от конкретных условий работы учителя. <...>

Практическая деятельность учителя есть искусство исполнения, искусство реализации конструктивных решений, принимаемых учителем. То, каким именно способом реализуются конструктивные замыслы учителя, зависит не только от общего состояния дел в данной школе и в данном классе, но и от множества других практических обстоятельств (например, от времени проведения данного урока, наличия необходимого оборудования, дидактических материалов и т. п.).

Одну из первых попыток классифицировать педагогические умения предпринял С. И. Гусев (1927). Он выделял организаторские умения (умение распределить и организовать работу учащихся, заинтересовать их), трудовые (знание элементов труда и методов обучения труду), художественные (способность выражать свои мнения живым, литературным языком), методические (умение организовать умственную деятельность учащихся), общественные (умение вести общественные работы), культурные (сохранение здоровья, интерес и вкус к творчеству).

Затем попытки выделить различные педагогические умения предпринимались неоднократно. Так, Ф. Н. Гоноболин (1965) выделял в качестве основных педагогических умений дидактические, экспрессивные (речевые), перцептивные, суггестивные и академические. А. И. Щербаков (1973) писал об информационных, мобилизующих, развивающих и ориентирующих умениях педагога.

А. Абдуллина выделяет умения по организации учебного процесса и руководству в познавательной деятельности, по воспитательной работе, по политико-просветительной работе и пропаганде педагогических знаний, по изучению и обобщению передового опыта, по анализу и обобщению личного опыта, по самообразовательной работе.

Такой разнобой в наборе необходимых педагогу умений наблюдается и у других авторов.

В настоящий момент наибольшее распространение получила классификация педагогических умений, предложенная Н. В. Кузьминой (1989).

Операциональные умения педагога Н. В. Кузьмина делит на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают педагогу конструировать, планировать деятельность. К ним относятся: умение отбирать и строить композиционно учебный материал; умение осуществлять перспективное и текущее планирование; умение планировать приобретение и ремонт учебного инвентаря и оборудования; умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией педагогом намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Организовать процесс обучения — значит соотнести цели по масштабу, значению, временной последовательности их организации, оптимально распределить их между участниками учебного процесса; отобрать необходимую информацию и соотнести ее с целями обучения, выделить в ней главное и второстепенное, общее и частное; скоординировать действия всех участников учебного процесса; выбрать наиболее адекватные для данной ситуации способы побуждения учащихся к учению и т. д.

Педагог должен уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. Между тем, по данным Т. П. Невской (1977), более одной трети учителей не смогли назвать наиболее важные организаторские умения, следовательно, не владеют ими.

Менеджерские умения. В последнее время стали писать о менеджерских (управленческих) умениях педагога (Степанова Т. А., 2005). Они включают умение педагога управлять учащимися и умение управлять работой в классе и отчасти домашней работой учеников.

Коммуникативные умения связаны с общением педагога с учащимися, коллегами по работе, с родителями учащихся. Отметим еще одно важное умение учителя — экспрессивное. У учителей, отличающихся экспрессией, наблюдается яркая, выразительная речь, они хорошо отражают через экспрессию свои мысли, эмоциональное состояние, свою волю при предъявлении учащимся требований.

Среди наблюдавшихся нами педагогов оказалась учительница 1-го класса, совершенно не умевшая владеть классом. Она имела педагогический стаж работы в начальной школе, но все время ставился вопрос об ее увольнении как явно не справляющейся со своим делом. Учительница часто повышала голос, требовала дисциплины, но малыши ее совсем не слушались. Даже в присутствии посторонних она хватала их за руки, тащила к доске, но к порядку их призвать не могла: дети вертелись, шумели, переходили с места на место и т. п. Нетрудно было установить, что этот педагог не обладает экспрессивными способностями. Она почти кричала, но это не был тон приказа, пыталась сказать что-то требовательно, строго, но тут же на ее лице не к месту появлялась улыбка. Она читала длинные нотации, а посмотреть на детей внушительно, строго не умела, она совсем не владела ни голосом, ни мимикой. Учительнице была указана одна из основных причин отсутствия у нее дисциплины на уроке — неумение управлять своей экспрессией. В дальнейшем мы проделали с нею ряд упражнений вне класса по овладению интонацией, выражением лица, умением держать себя на уроке, проявляя более ярко и свое недовольство, даже гнев, и ласковость, доброту, одобрение, похвалу и т. п. Дисциплина на ее уроках стала заметно улучшаться. Учительница поняла, в чем ее слабость и в чем сила, настроение у нее поднялось, исчезла излишняя возбудимость и раздражительность. Нарушения дисциплины стали редкими, что отметила и завуч, посещавшая ее уроки. Вместе с тем сама учительница признала, что у нее также исчезла своего рода абстрагированность от детей на уроке, она стала лучше их видеть, слышать, чувствовать, что способствовало установлению нормальных контактов с учащимися.

Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения педагогом двигательных навыков. К ним относятся многие прикладные навыки, проявляемые преподавателями труда, физкультуры, ОБЖ, воспитателями детских садов. Двигательные умения нужны при ремонте оборудования и инвентаря, в туристических походах, при обучении детей подвижным играм, рисованию и пр. Правильный их показ во многом определяет эффективность обучения учащихся.

По мнению ряда ученых, вклад различных видов умений в успешность педагогической деятельности разный. А. П. Акимова главное, «универсальное» значение придает умению решать педагогические, в основном воспитательные, задачи. Т. Д. Андронова считает, что главное — это умение анализировать педагогические явления. По данным Т. П. Василенко (1983), наибольшее значение имеют ориентировочные умения, несколько меньшее — информационные и конструктивные, а организаторские и коммуникативные — в два раза меньшее, чем предыдущие.

Ключевые слова: Педагог
Источник: Ильин Е.П., Психология для педагогов
Материалы по теме
Самооценка учителя и стиль взаимоотношений с учащимися
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования
Структура педагогического взаимодействия
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагога
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Отношения педагога и ребенка
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Учитель как субъект педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования педагога
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Творчество в педагогической деятельности
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий