Три области этики

В современной литературе принято выделять три основные предметные области этики:

  •  философскую этику (или общую этику), которая изучает сущность морали, ее специфику, особенности функционирования, устройство, происхождение и развитие различных моральных феноменов — идей, представлений и суждений (оценочный и императивных), коммуникативных и поведенческих форм (причинение вреда и невреждение, вражда и сотрудничество, признание, уважение, благоволение, забота и т.д.), социальных институтов, обеспечивающих действенность морали, требований, рассуждения о моральных предметах;
  •  нормативную этику, которая изучает конкретные моральные ценности и нормы, их содержание, историческое развитие и социокультурную динамику, моральные кодексы, моральные учения. Отдельная задача нормативной этики — критика и рационализация моральных представлений (о добре и зле, правильном и неправильном, справедливом и низком, подобающем, допустимом и недопустимом и т.д.), разоблачение существующих стереотипов и предрассудков;
  •  прикладную этику, которая изучает нормативное содержание конкретных проблем. Чаще всего это проблемы, связанные с профессиональной деятельностью (учителей, ученых, врачей и медицинских работников, политиков, государственных служащих, бизнесменов, юристов и т.п.), а также с теми отношениями, в которые вступают люди при реализации конкретных видов деятельности, с существующим в этой деятельности этосом, ее «этическим режимом» (когда он есть), т.е. порядком, или совокупностью, социальных устройств и механизмов, посредством которых обеспечивается действенность принятых ценностей и норм. Но есть ряд моральных проблем, не связанных с профессиональной деятельностью или не связанных исключительно с ней. Таковы, например, проблемы смертной казни, аборта, эвтаназии*, отношения к окружающей среде, к диким и домашним животным, протестная гражданская активность, семейные отношения, воспитание детей, в частности религиозное.

Как отмечалось выше, морально-этическая рефлексия исторически возникает в ответ на стремление понять, как правильно и по-доброму жить, в чем предназначение человека, как строить отношения с другими людьми, в чем состоит справедливость, великодушие, скромность и т.д. Ответы на эти вопросы вряд ли могут быть морально нейтральными. Они непременно содержат ту или иную ценностную позицию.

Различие ценностных установок в вопросе о социальной справедливости. Вопрос о содержании социальной справедливости по-разному решается в либеральной*, коммунитаристской*, феминистской* или социалистической* традициях. Если рассматривать справедливость как принцип распределения в обществе прав и обязанностей, социальных преимуществ и социального бремени, то можно выделить следующие различия.

Для либералов главная социальная ценность — свобода, и в соответствии с этим справедливость заключается в таком распределении социальных ценностей, которое бы не ограничивало принцип индивидуальной свободы, предусматривающий, в частности, непрепятствование индивидуальной свободе любого другого.

Согласно коммунитаристской точке зрения, основополагающая социальная ценность — общее благо и соответственно справедливость заключается в таком распределении социальных ценностей, которое способствует общему благу.

С точки зрения феминизма, общественный идеал заключается в равенстве между женщинами и мужчинами, поэтому справедливость трактуется как инструмент равного распределения прав и обязанностей между ними.

Согласно социалистической точке зрения, справедливость состоит в социальном равенстве и распределение прав и обязанностей, бремени и преимуществ должно осуществляться на основе принципа социального равенства1.

Вопросы, касающиеся содержания моральных представлений, суждений, решений и действий, рассматриваются в нормативной этике. Вопрос о том, как возможны моральные представления, суждения, действия и т.д., решается в зависимости от того, как раскрываются вопросы о природе морали, ее роли в жизни человека, общественных групп и общества в целом. Эти вопросы — предмет философской этики. Если нормативная этика особым образом «продолжает» моральное сознание, на более высоком уровне анализируя те же вопросы, которые волнуют моральное сознание, то философская этика дистанцируется от ценностных проблем, стремясь к объективному, не зависящему от моральных предпочтений исследователя и в этом смысле научному подходу.

В разных философских традициях в зависимости от базового понимания морали приоритетными оказываются те или иные теоретические вопросы — моральная императивность, моральные суждения, моральные качества (добродетели и пороки), моральное действие (поступок). Но в каждом случае философский анализ проводится в принципиально внеценностном контексте и основной целью этического исследования является «логика» морали, «механизмы» ее функционирования.

Предметом прикладной этики являются моральные ценности и нормы в их приложении к конкретным видам практики, в том числе профессиональной, а также особенности функционирования морали в рамках конкретных видов общественной практики. Соотношение этих областей этики в философской литературе трактуется по-разному. Важно иметь в виду, что эти исследовательские области или, лучше сказать, исследовательские направления в рамках одной дисциплины — этики соединены одним предметом — моралью, которая исследуется с разных сторон
 

Ключевые слова: Этика
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Этика деятельности руководителя
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Понятие и содержание этики
Аминов И.И., Юридическая этика
Этика деятельности организации
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Основные категории этики в юриспруденции
Аминов И.И., Юридическая этика
Этика предпринимательской деятельности
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Профессиональная этика юриста: понятие и содержание
Аминов И.И., Юридическая этика
Значения слов «этика», «мораль», «нравственность»
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Юридическая этика: виды и содержание юридической этики
Аминов И.И., Юридическая этика
Оставить комментарий