Трансвестизм

Трансвестит — это человек, который носит одежду противоположного пола. Люди прибегают к этому по различным причинам, и трансвеститы могут быть разделены на несколько групп в зависимости от того, какую функцию переодевание выполняет в их жизни.

У транссексуалов, несомненно, трансвестизм является выражением желания стать человеком противоположного пола. В некотором смысле трансвестизм — это проявление желания, крайним выражением которого является операция по изменению пола. Среди транссексуалов также есть люди, которые, проявляя в определенной степени тендерную дисфорию, все же не стремятся к хирургическому изменению половых органов. Они обращаются с просьбой о гормональном лечении, но не требуют операции, хотя проявляют сильное стремление носить одежду и принимать роль желаемого пола. В отношении этих слабо изученных субкатегорий людей с тендерной дисфорией стали использоваться термины гиномимезис (по-гречески «гине» — женщина, «мимезис» — подражание) и андромиме-зис. (Как говорилось выше, более простой термин — «транс-гендерный» — приобрел другое значение.)

Другим типом трансвестизма является фетишистский трансвестизм, или трансвестофилия. В данную группу входят индивидуумы, которые испытывают сексуальное возбуждение от ношения одежды противоположного пола. (О человеке говорят, что он имеет сексуальный фетиш, когда его сексуальное возбуждение фокусируется не на человеке, а на отдельном объекте.) Проявляют фетишистский трансвестизм гетеросексуальные мужчины, о подобном явлении у женщин нет свидетельств .

Эти мужчины часто не могут достичь оргазма, не надев женской одежды, обычно женского нижнего белья. Многие из них состоят в браке и способны совершать половой акт, фантазируя при этом о переодевании в женскую одежду, но предпочитают получать сексуальное удовлетворение путем мастурбации после переодевания. У фетишистских трансвеститов сексуальное возбуждение не связано с межличностными эмоциональными переживаниями, что характерно для нормальной сексуальности, а строго сфокусировано на необычном стимуле. У них сексуальность носит навязчивый характер, напоминает скорее одержимость, чем влечение, что является характерной чертой парафилий.

Существуют некоторые свидетельства того, что фетишистский трансвестизм по крайней мере у части индивидуумов связан с транссексуализмом. Трансвестофилы иногда проходят через периоды тендерной дисфории, и для некоторых людей, обращающихся за операцией по изменению пола, в прошлом была характерна трансвестофилия, которая у них постепенно превратилась в транссексуализм. Некоторые сексологи рассматривают трансвестофилию (как и другие парафилий) как отклонение полового влечения, причинами которого являются травмирующие сексуальные переживания детства, психологическое состояние, уходящее корнями в эпизод сексуального насилия или унижения. В «Psychopathia Sexualis» Крафт-Эбинг описал случаи индивидуумов с различными парафи-лиями, у которых болезненный сексуальный сценарий отпечатался в психике вследствие пережитого в детстве эпизода насилия или унижения со стороны взрослого. Сексуальность у этих людей фиксируется на данном отдельном событии, а некоторые детали — предмет одежды, запах кожи, переживание собственной обнаженности — вбирают в себя всю их сексуальную энергию (поэтому к ним применяется понятие «фетиш», первоначально — антропологический термин, обозначающий предмет, наделяемый в примитивных религиях мистической силой). Возможно, сочетание физической слабости, эмоциональной травмы и случая вызывает развитие парафилии. Другие сексологи считают, что трансвестофилия является вариантом тендерной дисфории и говорит о проблеме сексуальной идентичности.

Возможно, самый распространенный подтип трансвестизма демонстрируют люди, которые надевают одежду противоположного пола, потому что это, за неимением другого слова, «забавно». Такие люди, подталкиваемые артистизмом и склонностью к подражанию, переодеваются просто потому, что им и их зрителям это кажется занимательным. Переодевание позволяет в яркой и живой манере высмеивать тендерные стереотипы и ставить под сомнение сексуальные категории. Этот факт, очевидно, объясняет, почему гомосексуалисты довели до совершенства жанр искусства, представленный шоу трансвеститов и профессиональными артистами, пародирующими женщин. (Однако геи, конечно, не являются монополистами в этом виде «шоу», о чем свидетельствуют комические роли Мильтона Берле, которые прославили его почти пятьдесят лет назад, и огромный успех фильмов «Тутси» и «Миссис Даутфайр».)

Наверно, самым интересным аспектом данного явления можно считать то, что «шоу трансвеститов» вызывают разную реакцию в нашем обществе, в зависимости от того, участвуют в них гетеросексуалы или гомосексуалисты. В рождественском параде 1994 года (представление, транслирующееся телевидением по всей стране) группа мужчин, переодетых католическими монахинями, проследовала вдоль проспекта Филадельфии, и в большом католическом городе она не привлекла практически никакого внимания — не больше, чем любая другая группа подвыпивших (и, как предполагается, гетеросексуальных) парней, весело марширующих в параде. Группа «Сестры всепрощения», участвующая в ежегодных демонстрациях геев в Сан-Франциско и состоящая из одетых подобным образом гомосексуальных мужчин, напротив, часто упоминается как пример святотатства и аморальности гомосексуалистов. Гомосексуальные «королевы» пробуждают внутренний страх размывания границ тендерных ролей, который гомосексуальность вызывает во многих людях. Для них гомосексуальный мужчина, одетый в женское платье, является пугающим воплощением отказа от традиционной маскулинной роли.

Трансвестизм нужно рассматривать не как отражение определенной сексуальной ориентации и идентичности, но, скорее, как форму поведения, которая может проявляться у людей с разной сексуальной идентичностью и ориентацией. Если для некоторых людей трансвестизм является творческим и ярким способом развлечения или заработка, то у других он может быть признаком серьезных проблем сексуальной идентичности (гендерная дисфория) или симптомом парафилии (трансвестофилия).