Трансактный анализ

В качестве исходных посылок для объяснения поведения и деятельности человека Э. Берн выбрал понятие "эго-состояние" индивида, "психологическая игра", "скрипт", "трансакт".

Эго-состояние - это психическое состояние индивида в данный момент времени. Сами по себе состояния не подлежат оценке по шкале "плохое" - "хорошее". Они представляют собой текущий способ существования Я-субъекта. Эти состояния формируются в детском и юношеском возрасте, находятся в сфере бессознательного индивида, но предопределяют, ЧТО думает и делает он в данный момент и как себя ведет. Обнаруживают себя эго-состояния во взаимодействии с другими людьми. Выделяются три таких эго-состояния: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок».

А. Состояние «Родитель» - это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник - подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).

Проявляется это состояние в двух формах:
- заботливое состояние «Родитель» (доброе, поддерживающее, сочувствующее, озабоченное, утешающее, защищающее и др.);
— критическое состояние «Родитель» (санкционирующее, авторитарное, запрещающее, доминирующее, указывающее, оценивающее и т. д.).

Б. Состояние «Ребенок» - это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете. «Виновник» такого аффективного поведения - именно эго-состояние «Ребенок», извлеченное из уголков области бессознательного, «заполненного» еще в далеком детстве.

Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:
- свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);
- адаптированное, приспосабливающееся (покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, беспомощное, стесняющееся , боязливое и др.);
- бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).

В. Состояние «Взрослый» - это поведение, здравого смысла, независимости, деловитости, учета реального положения дел, трезвой оценки ситуации, адекватного восприятия других людей и др. Пример: друзья, деловито решающие назревшую проблему.

Между тремя эго-состояниями, этими тремя «внутренними человечками» идут бои «местного» значения, возникают конфликты. Один из них может вводить в заблуждение другого, манипулировать им.

Психологическая игра - это поведение индивида со скрытым намерением (мотивом), с обманной стратегией во имя получения какого-то преимущества перед собеседником. Последствия такой игры для партнера определяют ее нравственную сущность. Примеры: «игры преступного мира», «супружеские игры», «я же тебе говорил(а)» и др.

Скрипты, или скрипт-программы - сценарии жизненного пути индивида, заложенные в него еще в детские годы под влиянием социального опыта и содержащиеся в эго-состоянии »Ребенок». Скрипты трудно поддаются осознанию индивидом и ведут его по жизни на »поводке».

Идея психотерапевтической помощи человеку состоит в освобождении его от скриптов. Это осуществляется путем:
- осознания самого факта их наличия;
- принятия (вопреки скриптам) расторможенного, искреннего поведения;
- формирования независимости.

Трансакт - любой вербальный или невербальный контакт между двумя (или более) индивидами. Он состоит из стимула (S) и рекции (R) между двумя эко-состояниями.

Психотерапевтический успех достигается в том случае, когда между тремя эго-состояниями устанавливается полная гармония, уравновешенность.

Трансактный анализ находит шикорое применение в психологических тренингах, позволяющих лучше осознать себя и структуру своей личности, улучшить взаимодействие с другими, увидеть те маниипуляции, которые успешно применяют другие по отношению к собеседникам

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.