Типы памяти

Чтобы охарактеризовать память какого-нибудь человека, недостаточно сказать, что она плохая или хорошая. Известно, что память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Некоторые люди имеют прекрасную память на числа, но всю жизнь страдают от плохой памяти на лица. Другие, обладая хорошей памятью на лица, испытывают постоянные затруднения с припоминанием имён и фамилий. Третьи с чрезвычайной лёгкостью запоминают стихи, но должны тратить много усилий для запоминания математических формул. Типом памяти называется индивидуальная особенность памяти человека. Наиболее существенное значение имеет различие между образным и словесно-логическим типом памяти.

Некоторые люди лучше запоминают наглядные образы предметов и событий, другие же запоминают по преимуществу мысли, выраженные в словах. Вспоминая содержание прочитанной книги, люди образного типа памяти мысленно видят перед собой действующих лиц, картины природы, отдельные сцены рассказа, люди же словесно-логического типа памяти прежде всего вспоминают основные мысли книги, наиболее интересные словесные формулировки.

Самых ярких представителей образного типа памяти можно найти среди деятелей искусства: художников, музыкантов, писателей, актёров, тогда как словесно-логическую память чаще можно встретить среди учёных.

Много примеров исключительно сильной образной памяти можно найти в биографиях художников. Известный русский художник Н. Н. Ге в своей картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее) изобразил комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр I и Алексей»,— писал он впоследствии,— с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и с освещением,— я был всего один раз в этой комнате и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которое я вынес».

Не менее яркие примеры исключительной образной памяти дают биографии музыкантов. Русский композитор Балакирев отличался, по свидетельству современников, «изумительной», «непостижимой» музыкальной памятью. Услышав всего один раз в концерте одно из симфонических (оркестровых) произведений Чайковского, он через два года сумел в точности припомнить его и сыграть автору, который к этому времени успел уже в значительной мере забыть своё произведение. Столь же изумительна была музыкальная память Рахманинова. Однажды к его учителю, Танееву, приехал композитор Глазунов, чтобы сыграть свою новую, только что написанную и никому ещё не известную симфонию. Любивший подшутить, Танеев перед приходом Глазунова спрятал у себя в спальне Рахманинова, тогда ещё ученика консерватории. Через несколько времени после того как Глазунов сыграл симфонию, Танеев привёл Рахманинова. Молодой студент сел за фортепиано и сыграл симфонию Глазунова. Автор был совершенно озадачен, откуда этот молодой студент консерватории мог узнать произведение, рукописи которого он никому ещё не показывал.

В процессе школьного обучения мы постоянно пользуемся и образной и словесно-логической памятью. Образная память очень тесно связана с воображением. Она может иметь существенное значение в самых разных областях человеческой деятельности.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Наши мысли неразрывно связаны с речью; поэтому и воспроизведение мыслей всегда связано с тем или другим речевым выражением. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, выраженные в словах. На этом основании этот тип памяти назван словесно-логическим.

Словесно-логической памятью человек пользуется постоянно. В учебной работе её роль чрезвычайно велика. Рассматривая в предыдущих параграфах процессы запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения, мы имели в виду главным образом словесно-логическую память.

Физиологической основой различия между образным и словесно-логическим типом памяти являются особенности соотношения двух сигнальных систем. Если деятельность первой сигнальной системы играет значительную роль в запоминании, то имеет место образный тип памяти. Если запоминание и воспроизведение осуществляются преимущественно в деятельности второй сигнальной системы, то имеет место словесно-логический тип памяти. Память многих людей относится к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.

Типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем (образная и словесно-логическая память), но и тем, какой анализатор является ведущим в запоминании и воспроизведении. В зависимости от роли основных анализаторов тип памяти может быть зрительный, слуховой и двигательный.

Некоторые люди, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что запоминается (зрительный тип). Другим для запоминания нужны слуховые восприятия или хотя бы слуховые образы (слуховой тип). Третьи, наконец, для запоминания нуждаются в движениях и в особенности в речевых движениях (двигательный и в частности речедвигательный тип).

Двигательная память является основой выработки двигательных навыков (письмо, работа на пишущей машинке, игра на музыкальных инструментах, управление самолётом и т. п.). Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).

У большинства людей главенствующим является зрительный тип памяти — при запоминании предметов, и рече двигательный — при запоминании словесного материала.

Представители чистых типов встречаются не часто. У большинства людей смешанный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере зависит от практики заучивания, т. е. от того, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому тип памяти может быть развит благодаря упражнению. Это имеет важное практическое значение: нужно стремиться к тому, чтобы развивать у себя возможно более разносторонний тип памяти.

Источник: 
Теплов Б.М., Психология
Темы: 
Материалы по теме
Эксплицитная и имплицитная память
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Филогенетические уровни биологической памяти
...
Механизмы памяти
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Структура памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Память как психический познавательный процесс
Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I
Ассоциации и их физиологическая основа
Теплов Б.М., Психология
Память
...
Развитие памяти
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Оставить комментарий