Типы морали

Мораль — явление конкретно-историческое. На каждом этапе эволюции общества мораль приобретала характерные черты, обусловленные системой ценностей, уровнем экономического развития, социальной структуры общества, типом политического режима и т.д. Набор характерных признаков и черт, свойственных моральной системе общества конкретной исторической эпохи, позволяет выделить тип морали.

Исторически первый тип — первобытная мораль — характеризуется такими чертами, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное зло: «око за око, зуб за зуб») и пр. По сути это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия или предмораль, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность, и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаев, норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естествен но-родовой необходимости. Да и сфера первобытной морали не выходит за границы рода.

Мораль в подлинном смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе. Растущая производительная мощь общества, разделение труда, появление частной собственности на средства производства и его продукты разрывают естественно-родовую, кровную связь индивидов, обособляют, отчуждают их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости. При этом разделение труда, возникновение больших и малых государственных образований связывают людей друг с другом, может быть, даже прочнее, чем род, но только связь эта уже иная: опосредованная, вещная, отчужденная. В такой ситуации жесткая регламентация родовой жизни теряет свой смысл, человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, появляется новый нравственный горизонт. Суть его — в утверждении нравственной самооценки, суверенности отдельного человека. Приходит понимание того, что правила поведения не только задаются самим человеком, они есть результат сознательного выбора!

Моральный человек раннеклассового общества — это некий набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, правдивости, дружелюбия и т.д. Мораль понимается как совершенство, т.е. нечто такое, к чему человек должен стремиться. Мораль средневекового общества отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится в потусторонние сферы. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога («не убий!», «не укради!», «не прелюбодействуй!» и т.п.).

Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, пожалуй, христианская. Оценивая ее историческую новизну (на момент возникновения) и смелость, следует непременно отметить, что христианская мораль предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудив обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличив «страждущих», неимущих, угнетенных. Именно христианство фактически перенесло центр тяжести ее форм на внутренние, подчиняющиеся веления совести. Тем самым было сформулировано положение об известной нравственной автономии и ответственности личности. Конечно, у христианской морали были не только достоинства, но сила ее многовекового влияния определяется именно ими.

Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи Средневековья, феодализма. Другими отличительными чертами морали того времени обычно признают ее сословно-корпоративный характер, ритуально-этикетную форму поведения, применение отношения отцов и детей в качестве универсального ценностного шаблона (монах, к примеру, выступает в качестве любящего, но строгого отца, а его вассалы — этакие непослушные дети).

Мораль буржуазной эпохи совсем иная. Прежде всего, она светская (не- или малорелигиозная) и всемирная (не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и прочих границ и делений). В известном смысле ее можно назвать исторически первой универсальной, т.е. претендующей на общечеловеческий масштаб, системой морали. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм в отличие от индивидуализма есть стремление человека не просто самостоятельно реализовывать себя, а сделать это непременно за счет другого).

Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.

В XX в. возник новый тип морали — социалистический. Ее создатели исходили из того, что если нравы людей в конечном счете определяются материатьными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом. Были решительно перестроены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т.д. Изменились и нравы как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множеава людей, реальными регуляторами их поведения.

Ключевые слова: Мораль
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Подходы к определению морали
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Понятие общественная мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Евангельская моральная доктрина
...
Историко-материалистическая концепция морали
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское участие
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Развитие морального сознания
Кон И.С. - Психология ранней юности
Мораль религиозная и внерелигиозная
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Толерантность в обществе
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Оставить комментарий