Типология культур

Типология культур - один из основных современных методов систематизации гуманитарного знания, основанный на выявлении сходства и различения моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур. В широком смысле под типологией культуры понимается любая классификация фактов, явлений и сторон культуры по наличию или отсутствию какой-либо группы признаков или основных черт (например, религиозная - светская, античная - средневековая культуры). Создание типологии культуры может осуществляться на регионально-географических, формационных, т. е. социально-экономических, культурно-хозяйственных, историко-этнографических этнолингвистических основаниях Таким образом многообразие типологий культуры фактически отражает сложность социокультурных процессов и разнообразие видов деятельности человека.

В большинстве случаев та или иная типология культуры создается на базе определенного философского учения или системы воззрений на мир. Примером типологии культуры, созданной на основе органической концепции культуры является теория Н.Я. Данилевского (1822-1885) о культурно-исторических типах. Общим философским обоснованием типологии культуры является утверждение о том, что культура представляет собой определенное отношение к отдельным слоям и областям историческою процесса и человеческой жизни по принципу перехода от частного, единичного к общему. В этом случае речь идет о неком типе, т. е. модели культуры, образующей систему как «не делимую целостность в качестве определенной структуры, которая наглядно и чувственно-предметно выражает ее материалыную и духовную специфику, являясь основным методом объяснения всех слоев исторического развития» (А.Ф. Лосев).

Одной из общепринятых научных концепций стала типология культуры, которая была разработана в отечественном сравнительно-историческом направлении для сопоставительного изучения культур и литератур России, Запада и Востока при отсутствии генетической связи, прямого взаимодействия и влияния между отдельными культурными явлениями этих регионов. Открытые при помощи этой методики черты сходства были названы «историко-типологическими аналогиями или схождениями» (В.М. Жирмунский).

В западной науке XX в. получило распространение обоснование типологии культуры концепции аналитической психологии К. Юнга (1875-1961) о коллективном бессознательном и архетипах. Подобная трактовка позволяла относительную повторяемость «моделей» цивилизаций признавать результатом «единообразия человеческой природы - особенно ее иррационального, эмоционального, подсознательного «слоя» (А. Тойнби). Это, однако, не противоречило предложенной российской наукой теории «независимого возникновения идентичных явлений, например, Ренессанса, на идентичной ступени исторического развития различных обществ», о чем Тойнби заявил в переписке с академиком Н.И. Конрадом (1891-1970). В свою очередь, типология культуры как совокупность социальных и культурных систем и суперсистем определяемых тремя измерениями чувственным рациональным и сверхчувственным была разработана русским социологом П.А. Сорокиным (1889-1968).

Одновременно в XX в. условиях почти повсеместного обращения к гуманитарным проблемам вопросы типологии культуры оказались связаны с идеями о том, что всякое всеобщее знание о культуре должно наиболее полно удерживать единичные ее проявления в человеческой деятельности и сознании на основе категории ценности. В социальной ценностной теории типологии культуры М. Вебера (1864-1920) была разработана концепция идеально-типических категорий (например, бюрократия, протестантская этика, рациональность, капиталистическое хозяйство), содержание и соотношение которых создают в сознании человека обобщенное понимание определенной разновидности общества или культуры. Создание типологии культуры методом отнесения к ценностям позволило поставить проблему соотношения и сопоставления разных культур с точки зрения их диалога как формы понимания каждой из них как «открытой целостности» (М М. Бахтин) в процессе познавать-ной и творческой деятельности человека.

Типология культур - классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию, присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Примеры критериев типологизации:

  1. Способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные культуры);
  2. Специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур);
  3. Структура социальной стратификации (культура деревенская, городская, профессиональная, маргинальная);
  4. Уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры);
  5. Хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры);
  6. Преобладание какой-либо социальной подсистемы (экономической - Запад, ценностной - Китай, социетальной - Индия, политической - Ближний Восток и т. д.)

Основные принципы типологизации культур.
1. Формационный. Устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства, каков он, такова и культура:

  • первобытная культура,
  • рабовладельческая культура,
  • феодальная культура,
  • капиталистическая культура.

2. Цивилизационный принцип. Встречается у многих авторов, но трактуется в зависимости от понимания термина «цивилизация».
3. Концептуальный принцип. Дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Концептуально-мировоззренческое представление о мире, о месте и роли в нем человека, о значимости его деяний, о взаимоотношении с себе подобными и многие другие дают обширный материал для выстраивания определенной культурной модели мира.
4. Культурно-историчсекий принцип. Акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культур:

  • природно-символический (древнейшие формы культуры);
  • антропокосмогонический (античность);
  • христианско-религиозный (средние века);
  • универсально-гармонический (Возрождение);
  • протестантско-реформистский (Реформация);
  • рационально-нормативный (эпоха абсолютизма);
  • критико-просветительский (Просвещение);
  • романтически-утопистский (романтизм);
  • индивидуально-прагматический (вторая половина XIX в.);
  • тоталитарно-бюрократичсекий (первая половина XX в.);
  • демократически-технотронный (современный).

5. Религиозный принцип. Позволяет классифицировать культуру в зависимости от превалирующего типа религиозного мировоззрения:

  • язычество (многобожие);
  • монотеизм (христианство, буддизм и т. п.).

6. Этнонациональный принцип. Определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Такие типы культур тесно связаны с национальной ментальностью.
7. Демографический принцип. Ориентируется на выявление особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций.

Типы культуры - идеальные абстрактные логические модели реальных культур. Типы культур никогда полностью не совпадают с содержанием реальных культур. Типы культур имеют теоретико-познавательную ценность, позволяя применять для изучения реальных культур и их сравнения некие идеальные эталоны, образцы.

Восток и Запад как культурологические оппозиции.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

Запад подразумевает европейскую и американскую культуры.

Восток - страны Центральной, Юго-восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.

Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.

Западная культура нацелена вовне (экстравертна), тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека (интравертна).

Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Сегодня можно говорить о том, что восточная культура, не потеряв своего самобытного начала, восприняла многие черты, характерные для западного мира.






Массовая и элитарная культура. Элитарная культура (от фр. - лучшее, избранное) - это понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающею особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии. Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной направленностью, некой замкнутостью, закрытостью, малой доступностью, кастовостью.

Истоками и почвой элитарной культуры является выделение в обществе особых групп людей, занимающих высокое социальное положение, обладающих знаниями, что вызывало особое отношение со стороны широких масс, часто выражавшееся в неприятии. Она формировалась с древнейших времен (культура вождей, старейшин, магов).

Элитарной культуре свойственны:

  • интеллектуально-авангардная направленность,
  • тяготение к эксперименту в области формы,
  • сложность и неординарность.

Массовая культура (от лат. - масса, ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойственен усредненный уровень духовных потребностей.

Массовыми по сути всегда были ритуалы, обряды, производственные процессы. Массовая культура выполняла функции развлечения, украшения жизни. Ее признаки:

  • акцентированность на чувственно-эмоциональное восприятие;
  • упрощенность вербально-интеллектуальной интерпретации;
  • зрелищность;
  • стереотипизация;
  • серийность, узнаваемость;
  • демократичность;
  • открытость;
  • понятность.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентаций в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллигентности.

Культура и субкультуры. Культура - это некая целостность, целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта или ядро культуры, а рядом с ним - ряд субкультурных образований.

Субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Субкультура - частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоей локальностью и в определенной степени, замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

Субкультура - не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковость, непохожесть.

Следует различать понятия «субкультура» и «контркультура».
Sub от лат. - под, т. е. содержит оттенок подчинения, Contra от лат. - против.
Понятие контркулътуры акцентирует момент противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - протест, несогласие, активная позиция. Субкультура - более широкая дефиниция, чем контркультура.

Таким образом, субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Национальное в культуре и искусстве - это не только зарисовка быта, обрядовых обычаев, традиций, а скорее - самобытный характер, язык, психология народа, его культурно-историческая почва, особенности мировосприятия и мироотношения.

Степень проявления национально-самобытного в культуре зависит от степени политических свобод народа. Чем больше такой свободы, тем выше зрелость и вероятность адекватного проявления через культуру национального самосознания и тем более вероятна выраженность в ней интернационального и общечеловеческого.

Общечеловеческое в национальной культуре не столько следствие отражения в ней интересов мирового сообщества, сколько тех ценностей, которые рождены в лоне национальных культур.

Общечеловеческое проявляется через отдельные национальные культуры, ценностные качества каждой из них есть в той или иной мере ценности общечеловеческие.

В современном мире все более дают о себе знать и интегрированные культурные образования, возникающие вследствие диффузных межнациональных процессов, миграции народов, взаимопроникновения и слияния культур. Интеграция вначале затрагивает сначала наиболее однородные в социальном, культурном, географическом отношении регионы. Сегодня уже говорят о культуре европейской, африканской, латиноамериканской. То есть, одновременно с процессами дифференциации, нарастают интеграционные процессы, в определенной степени нивелирующие национальные различия в культуре. Это историческая закономерность.

Ключевые слова: Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Влияние язычества на русскую культуру
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Московской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Осмысление культуры в эпоху Просвещения
Монина Н.П., Культурология
Культура управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Определения культуры
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие
Монина Н.П., Культурология
Процессы социализации и инкультурации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Оставить комментарий