Типологическая классификация языков

С учетом того, что на Земле существует большое количество разнообразных языков (по некоторым подсчетам, от 3 до 5,5 тыс.), принципы их классификации, разбиения на группы, должны быть достаточно общими.

Одна из наиболее известных — типологическая классификация (по-другому ее называют морфологической). Согласно этой классификации язык относится к той или иной группе (типу) в зависимости от того, как выражаются в нем грамматические значения, как строится слово и предложение.

Если попробовать систематизировать все способы, которыми могут выражаться грамматические значения, то получится примерно следующий список: аффиксация (присоединение к корню грамматических морфем — аффиксов), внутренняя флексия (значимое чередование фонем в корне слова, типа англ. sing — sang или рус. ляг — лёг), ударение, интонация, редупликация (повтор корневой морфемы или целого слова), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли, вспомогательные глаголы и др.), порядок слов. Иногда к этому перечню добавляют словосложение (хотя данный грамматический способ служит не для словоизменения, а для образования новых слов) и супплетивизм (это использование нового корня для передачи грамматического значения, вроде рус. человек — люди, класть — положить или англ. good — better).

В принципе в каждом языке могут использоваться любые грамматические способы из числа названных, но на практике они определенным образом группируются, сочетаются между собой. А именно: в одних языках грамматическое значение выражается преимущественно в пределах самого (знаменательного) слова: при помощи аффиксации, внутренней флексии, ударения. Лексическое и грамматическое значения выступают здесь в комплексе, совместно формируя семантику слова. Такие языки называются языками синтетического строя; примерами могут служить древняя латынь, а из современных языков — финский, эстонский, литовский, польский. В других языках грамматическое значение выражается за пределами знаменательного слова: при помощи служебных слов, порядка слов, интонации. Здесь грамматическое и лексическое значения представлены порознь, они воплощаются в разных материальных средствах. Такие языки называются языками аналитического строя; к их числу относятся современный английский, французский, датский, болгарский и др.

Многие языки соединяют в своем грамматическом строе черты аналитизма и синтетизма. В частности, современный русский язык относится к языкам смешанного строя (с некоторым перевесом в сторону синтетизма, хотя доля аналитических средств в нем неуклонно возрастает); к ним же относят немецкий язык (хотя в нем превалируют элементы аналитизма).

Степень аналитизма или синтетизма языка можно измерить по специальной формуле, предложенной американским лингвистом Дж. Гринбергом: M/W, где М — количество морфем на некотором отрезке текста, a W — количество слов на том же отрезке. Языки, в которых этот показатель находится в пределах от 1 до 2, считаются аналитическими (в частности, для английского языка индекс равен 1,68); а языки с показателем в границах от 2 до 3 — «синтетическими» (для русского индекс, по разным данным, колеблется в пределах 2,33 — 2,45).

Вместе с тем существуют языки, в которых уровень аналитизма или синтетизма как бы стремится к пределу. Теоретически нижнее значение отношения M/W может быть равно 1: для этого в языке все слова должны быть одноморфем-ны. В действительности такого не встречается, но есть языки, довольно близкие к этому состоянию (для вьетнамского языка соответствующий индекс равен 1,06). Такие языки называют корневыми, или изолирующими. Языки же, в которых данный индекс превышает число 3, называют полисинтетическими (к ним относится, например, эскимосский с показателем 3,72). По-другому полисинтетические языки называются инкорпорирующими (от лат. incorporo 'включать, вставлять'). Дело в том, что здесь в состав слова включается много морфем, в том числе корневых, обозначающих объект и обстоятельство действия, определения и т.п. К примеру, чукотское слово-предложение ты-тор-тан'-пылвын-ты пойгы-пэля-ркын означает 'Я оставляю новое хорошее металлическое копье' (буквально: показатель 1-го лица ед. числа + нов + хорош + металл + кощ + остав' + показатель настоящего времени). Кроме эскимосского и чукотского, к полисинтетическим языкам относятся многие языки народов Крайнего Севера, Кавказа, коренного населения Америки.

Языки можно разбить на классы также в соответствии с тем, каким образом в них осуществляется аффиксация. По данному признаку языки делят на фузионные и агглютинативные. Фузия (от лат. fusio 'сплав') — тесное присоединение многозначных аффиксов к изменяемым корням. Такой тип аффиксации свойствен русскому, английскому, немецкому, другим индоевропейским языкам. Проявлением фузии здесь могут быть процессы изменения морфемной структуры слова — опрощение и переразложение. Так, немецкие слова der Fater 'отец', die Mutter 'мать', der Bruder 'брат', die Schwester 'сестра' имели когда-то в своем составе суффикс -ег; сегодня они представляют собой уже нечленимые корневые морфемы. (См. также раздел 27, о русских словах типа лшло, шило, рыло.) Агглютинация (от лат. agglutinatio 'приклеивание') — механическое (непрочное) последовательное присоединение однозначных аффиксов к неизменяемым корням. Примером агглютинации может быть татарская словоформа ташларымдагылар 'находящиеся на моих камнях', в которой каждый аффикс, присоединяющийся к корню таш 'камень', имеет только одно значение: -лар— множественное число, -ым— притяжательный суффикс 1-го лица ед. числа, -да— показатель местного падежа, -гы— показатель прилагательного и еще одно -лар со значением опять-таки множественного числа. Агглютинация характерна для тюркских, финно-угорских языков, для японского, суахили и др. Русскому языку такая разновидность аффиксации не свойственна, но ее механизм можно продемонстрировать на примере словоформ типа задержитесь-ка, где каждый из последовательно присоединяемых аффиксов — -и-, -те-, сь-9 -ка — несет собственное значение.

Конечно, типологическая классификация в определенной мере условна. Во-первых, потому, что не бывает «чисто аналитических» и «чисто синтетических» языков, так же как и фузия и агглютинация редко встречаются в изолированном виде. Во-вторых, типологическая классификация не случайно называется еще морфологической: она подразделяет языки на группы (типы) фактически только по одному (хотя и очень важному) признаку. Поэтому на современном этапе продолжаются попытки ученых усовершенствовать старую или разработать новую типологию языков, основанную на иных признаках — в частности, функциональных, лексических, фонологических и др.

Ключевые слова: Язык
Источник: Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Материалы по теме
Родители выбирают EF English First
...
Слово как единица языка
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Мышление и язык в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка. Устная и письменная формы национального языка
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Язык и разум
Кит Харрисон ,Странности нашей эволюции
Как эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности? Влияние английского языка на карьерный успех
...
Природа значения. Значение и язык
Никитин М.В. - Курс лингвистической семантики-2007
Логика и употребления языка
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий