Как же распознать культуру? Где ее искать? Как отличить от всего того, что к культуре не относится?
Это довольно сложные вопросы, ибо выделить культуру как таковую, структурировать ее в нечто цельное — задача не из легких. Люди веками жили в культуре, но невозможно, грубо говоря, ткнуть в нечто определенное пальцем и авторитетно и безапелляционно заявить: это — культура! Вернее, сделать так можно, и нет ничего проще, но подобное утверждение вовсе не приблизит нас к истине. Потому что культура всюду и везде. Она вокруг нас и внутри нас. И сами мы выступаем как носители культуры. Она разнообразна, как сама жизнь, и безбрежна, как океан.
Уже давно культура слилась со средой обитания человека и как бы дополнила собой живую природу. Она напоминает о себе чуть ли не на каждом шагу и асфальтовым покрытием под ногами, и лифтом в подъезде, и уличным освещением, и транспортом, и десятками и сотнями других изобретений, полезных приспособлений и устройств.
Безмерность, размытость границ культуры, ее пугающая бесконечность поистине могут дезориентировать и обескураживать. Но даже если она поначалу и представляется кому-то зияющей бездной, это не повод не попытаться ее лучше узнать и изучить.
Территория культуры поражает грандиозным размахом. Она вмещает в себя великое множество малых и больших миров, начиная от каждого отдельного человека и кончая той доступной исследованию частью Вселенной, которую называют Метагалактикой.
Передаваясь по цепочке поколений, культура как часть бытия не только непрерывна во времени, но и не ограничена и необъятна в пространстве.
Конечно, чисто географические и прочие границы и пределы существуют, но они не вечны. И точно так же культурный изоляционизм, замкнутость, герметичность, имея место в тех или иных странах и регионах, не означают постоянную обособленность. Важное свойство культуры — ее открытость. Причем наличие на земле достаточного числа зон закрытой культуры вовсе не исключает ее связи с другими культурами и общемировой культурой в целом.
Являясь, по сути, универсальной сигнальной системой, культура служит связующим звеном между людьми, социумами, народами и выполняет тем самым уникальную коммуникативную функцию, обеспечивая межчеловеческое общение.
Освоение человечеством новейших технологий еще больше раздвигает культурное пространство. Через Интернет сегодня можно войти в любое информационное поле. Виртуальное измерение, которое приобрела культура, лишний раз свидетельствует, что ее возможности не только не исчерпаны, но и продолжают расширяться и приумножаться. Поскольку на свете есть множество стран и народов, правомерно предположить, что культура столь же многолика и разнообразна, и подразделяется на национальные и интернациональные.
И действительно, мировая культура — не что иное, как своего рода синтез вершинных явлений культур национальных, а последние в свою очередь состоят из «золотых» вкладов, которые привнесены тем или иным конкретным человеческим сообществом.
Каждый народ по-своему выстраивает культуру как «вторую природу» и рукотворную среду обитания. И для каждой нации сфера культурного освоения стала базовой ступенькой самосовершенствования, проецирования и реализации принципов истины, добра и красоты.
За долгую историю человечества центры мировой культуры не раз смещались. Равным образом и внутри отдельных стран очаги культуры были весьма подвижны. Вот почему вчера, сегодня и завтра культура «живет» как бы по разным адресам. У нее нет какой-то одной главной резиденции. И в связи с этим возможный вопрос «Где начинается культура?» не менее риторический, чем «С чего начинается родина?».
Узкоместная, региональная и национально-государственная локализация культуры сочетается с более широкой и географически масштабной (части света, континенты).
Культура топоса (места жительства) отражается в территориальной (краевой) культуре и в культуре народа или государства. Вместе с тем, и в культуре топоса, и в культуре страны могут быть представлены культура землячества, профессиональная культура, культура социальных групп и т. д. Под профессиональной имеется в виду культура общностей, объединенных характером труда, родом занятий, корпоративными интересами. Носителями этой культуры могут быть крестьяне, военные, мастера искусств и т. п. (Подробнее о таких градациях культуры см. в следующем параграфе.)
Основной феномен культуры — человек, ибо без него и вне его ее бы просто не было. Следовательно, именно человек — точка отсчета в познании культуры. Причем он и сам является мини-моделью культуры, представляя собой некий культурный микрокосм (мир малых величин). Это первое место человека в мире хорошо выразил поэт Г. Р. Державин в оде «Бог» (1780-1784):
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Всякий человек культурно позиционирует себя со своими родными и близкими, земляками, нацией, расой и т. п.
Для крупнейшего российского поэта второй половины XX в. Н. М. Рубцова (1936-1971) характерна привязка многих его стихов к так называемой малой родине. Вполне определенная культурная самоидентификация прослеживается, например, в строках;
С каждой звездою и тучею,
С ливнем, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Но интересы и познавательные амбиции человека не ограничиваются только «родными осинами» (родным краем, страной) или даже всем земным шаром и выходят далеко за горизонты нашей планеты, что отражает вечный поиск смысла бытия и устремленность людей в беспредельность. Так, поэт В. В. Хлебников (1885-1922) искал некий «звездный язык» как культурный код, который позволил бы войти в контакт с разумными существами с других планет, а О. Э. Мандельштам силой воображения путешествовал во Вселенной и взывал из Космоса:
Давайте бросим бури яблоко
На стол пирующим землянам...
В известном смысле материальная Вселенная как бы исчезает подобно уже рассказанной истории, рассеивается подобно видению.
Будущее покажет, не фантазия ли — распространять адреса культуры на ближнее и дальнее окружение Земли, на другие звездные системы.