Альтернативой теории коммуникативного действия в решении проблемы «действие или структура» является теория структурации, созданная английским социологом Энтони Гидденсом (р. 1938). Теория структурации — это научный подход, основывающийся на представлении о воспроизводстве общества как системы взаимодействия агентами (от лат. agens — действующий) — индивидами как субъектами действия, создающими структуры, которые, в свою очередь, служат объективными условиями — средствами (предоставляют возможности) и ограничениями (задают рамки) для последующих действий.
В работе «Конституирование общества» (1984) Гидденс представил теорию, которая должна соединить парадигмы, исходящие из примата структуры, и парадигмы, исходящие из примата действия, и тем самым положить конец «имперским притязаниям» субъективизма, характерного для интерпретативной социологии, и объективизма, характерного для структурного функционализма. Ключевое положение теории структурации — тезис о дуальности, т. е. двойственном характере, социальных структур. Они являются, с одной стороны, результатом (часто непреднамеренным) деятельности индивидов, а с другой — предпосылками этой деятельности.
Определяющая роль агентов в социальных процессах проявляется на трех уровнях осознания и контроля ими своих действий. Первый уровень — это мотивация действия, т. е. возникновение внутреннего побуждения к действию как представления о необходимости и направленности действия. Второй уровень — рационализация действия, т. е. определение процедуры действия на основе соотнесения целей и средств. Третий уровень — мониторинг (англ. monitoring — наблюдение с целью контроля) действия, т. е. рефлексия мотивов, процедуры и последствий действия. В случае успешного исхода действия (достижение индивидуальных целей, позитивная реакция со стороны социального окружения) использованные средства и процедура совершения действия рассматриваются индивидами в качестве образцов для последующих действий. Согласно Гидденсу люди характеризуются естественным стремлением к «онтологической безопасности» — определенной степени стабильности в жизни, иными словами — «уверенности в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть». Таким образом, рационализация и рефлексия агентами своих действий ведут к созданию социальных систем, которые упорядочивают взаимодействия и структурными элементами которых являются практики, т. е. привычные действия.
Определяющая роль структур в социальных процессах проявляется в двух видах условий, создающих ограничения и возможности для деятельности агентов. Первый вид условий — это правила совершения действия, которые существуют в виде правил обозначения (языковых кодов) и правил санкционирования поведения (социальных норм). Второй вид условий — ресурсы для совершения действия, которые могут быть материальными и нематериальными (власть). Ориентируясь на существование правил и доступность ресурсов, индивиды делают выбор в пользу совершения одних действий и отказываются от совершения других. Таким образом, влияние правил и ресурсов на мотивацию и рационализацию действий агентов ведет к воспроизводству агентами социальных систем.
Различные макросоциологические и микросоциологические парадигмы построены на основе разных комбинаций уровней компетентности агентов и видов структур. Например, в основе теории рационального выбора лежит комбинация представлений о рационализации, рефлексии и правилах санкционирования, а в основе феноменологической социологии — комбинация представлений о рационализации, рефлексии и правилах обозначения. Итак, для микросоциологических парадигм характерен акцент на рефлексивности действия, а представление о структурирующей роли распределения ресурсов не является принципиальным. Напротив, для макросоциологических парадигм принципиально представление о мотивации действия, а источниками мотивации могут выступать классовое сознание и идеология (правила обозначения), социальные нормы (правила санкционирования) или распределение ресурсов. Например, в основе исторического материализма лежит комбинация представлений о мотивации, правилах обозначения, материальных ресурсах и власти; в основе структурного функционализма — комбинация представлений о мотивации, рационализации и правилах санкционирования.
В концепции структурации Гидденс попытался интегрировать существующие парадигмы на основе учета всех составляющих действия и структур, а также всех форм их влияния друг на друга. Структурация — это процесс воспроизводства общества, характеризуемый взаимообуславливанием индивидуального действия и социальных структур. Структуры предопределяют характер индивидуальных действий потому, что агенты руководствуются знанием (научным или обыденным) об обществе, т. е. о существующих условиях взаимодействия. Действия индивидов предопределяют характер социальных структур потому, что агенты преследуют собственные цели, т. е. используют те правила и ресурсы, которые позволяют или дают шанс реализовать индивидуальные интересы (рис. 3.1).
Теория структурации хорошо описывает и объясняет, как действия и структуры оказываются причинами и следствиями по отношению друг к другу. Эти взаимосвязи Гидденс назвал «каузальными петлями». Однако теория структурации переоценивает рефлексивность агентов и не позволяет объяснить ситуации взаимодействия, когда агенты не осуществляют «мониторинг», а восприятие ими ситуации различно в силу разницы в образовании, воспитании, жизненном опыте и т. п.