Теория социализации В. Райха

С фрейдовским пониманием природы человека категорически не согласен Вильгельм Райх, хотя он так же, как и Фрейд, увязывал сущность социализации с процессом подавления и обуздания детской сексуальности. Но Райх в своих рассуждениях приходит к выводу, прямо противоположному фрейдизму, и вместе с тем, интересному, неожиданному.

Райх в отличие от Фрейда, своего учителя, уважение к которому он, даже отойдя от психоанализа, всегда подчеркивал, полагал, что патриархальный уклад жизни, как и вся современная культура, возникли вследствие специального, целенаправленного культивирования у человека чувства вины. Никакой «изначальной греховности», согласно Райху, у человека нет. Чувство греха и виновности не врождено человеку, а привито ему искусственно. «Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни, они должны определять её ход» - эти слова Райх вынес эпиграфом в своей книге «Психология масс и фашизм» (1997). Человек, таким образом, рождается для счастья изначально безгрешным, открытым для добра, социально ориентированным существом. Несчастным, угрызаемым чувством вины и греховности, извращенным, массовым и стереотипным его делают семья, общество и государство.

Здесь нет возможности сколько-нибудь подробно рассмотреть концепцию В. Райха, отмечу только, что её основная идея в том, что энергия оргона, гипотеза которой принадлежит самому Райху, есть энергия жизни. Оргазм является естественным способом реализации и разрядки этой энергии. Иначе говоря, посредством переживания оргазма организм человека только и может существовать естественным образом, испытывая радость и наслаждение от жизни. Но в том-то и дело, что человек, по мнению Райха, единственное животное, которое отказывается от удовольствия и наслаждения жизнью, вернее, ему отказывают в этом. Зачем же это делается?

Райх так отвечает на этот вопрос:

«... функция подавления детской и юношеской сексуальности заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить родителям послушание детей» (Райх, 1997а, с. 174-175).

Итак, Райх полагает, что процесс социализации в современном обществе есть, по сути, процесс уродования детской психики посредством репрессии его сексуальности и привития чувства вины и греховности. Он начинается в семье и преследует не моральную, а утилитарную цель. Затем за дело берется общество. «В самом начале экономического патриархата, - пишет Райх, - сексуальность детей и юношества преследовалась с помощью прямой кастрации или уродования половых органов каким-либо способом. Позже общеупотребительным средством стала душевная кастрация посредством привития сексуального страха и чувства вины. Функция сексуального угнетения заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить послушание людей, равно как и кастрация жеребцов быков должна превратить их в покорных тягловых животных» (Райх, 1997а, с. 175).

Здесь не обойтись без теории характера В. Райха. По его мнению, характер современного человека и, соответственно, общества, складывается из трех уровней. Первый - это слой естественных, первичных влечений, направляемых социальным интересом. Эти влечения способны сделать человека счастливым и радостным существом, открытым для любви и творчества. Но эти первичные влечения подавляются, угнетаются семьей и обществом. «Формирование структуры характера, - замечает по этому поводу Райх,- включающей негативное отношение к сексуальности, является, собственно, неосознанной целью педагогики (Райх, 1997а, с.175). В результате такой репрессии закладывается второй слой характера: вторичные влечения, наполненные иррациональными, извращенными стремлениями и желаниями. Половые извращения (перверсии), убийства на сексуальной почве, криминальные аборты, порнография, порноиндустрия, проституция - таковы плоды подавления первичных влечений. И действительно, если невозможно естественным, природным путем реализовать жизненную энергию, то она ищет обходные пути и реализуется неестественными, извращенными, иррациональными способами. Отмеченные выше социально-психические патологии, формируются и существуют в индивидуальных характерах. А на уровне общественного характера формируется социальный и политический иррационализм, который выливается в конечном счете в фашистские движения, в изуверские религии, в диктатуры разного рода, в массовые невротические эпидемии, сравнимые, по словам Райха, с чумой.

Третий слой характера и индивида, и общества - это общественная мораль, призванная приукрашивать, сглаживать и в какой-то мере сдерживать все извращенные влечения второго слоя характера.

Привитие чувства вины и вытеснение сексуальности, делает вывод Райх, это

«... процесс социально-экономического, а не биологического происхождения. Её функцией является закладка основы авторитарно-патриархального строя и экономического порабощения. Половая жизнь людей первобытной эпохи следовала естественным законам, которые обеспечивали естественную социальную жизнь.

Период авторитарного патриархата создал с помощью энергии угнетенной естественной сексуальности вторичную, извращенную и больную сексуальность современного человека» (Райх, 1997а, с. 181).

Таким образом, иррационализм половых извращений и фашистский иррационализм любого типа: националистического, расового, коммунистического и т.д. - имеет одни и те же истоки. Вот они - подавление сексуальности, вытеснение её, возникновение чувства вины, в чем, собственно, и заключается, согласно Райху, сущность современной социализации.

Как видим, и Фрейд, м Райх, отталкиваясь от одних и тех же представлений о значении сексуальности в психическом развитие человека и его социализации, приходят к диаметрально противоположным выводам. Фрейд утверждает, что подавление сексуальности делает возможным существование культуры и вообще человеческого общества. Райх же, наоборот, утверждает, что репрессия сексуальности порождает болезнь культуры, угрожающую самому её существованию и существованию человечества.

Ключевые слова: Социализация
Источник: Семечкин Н.И., Психология малых групп
Материалы по теме
Правовая социализация
Сорочан В.В., Юридическая психология
Социальная ситуация развития подростка
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Процесс социализации личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Значимые события жизненного пути
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Агенты и институты социализации
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Особенности социальной ситуации развития младенца
Смирнова Е.О., Детская психология
Социальная ситуация развития в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Понятие и особенности политической социализации
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Оставить комментарий