Теория и история культуры

Теория культуры занимается качественным осмыслением и осознанием сущности и значения культуры. Иногда под теорией культуры подразумевают то же самое, что под философией культуры и культурологией в целом. Однако, строго говоря, науковедчески, конечно, не совсем корректно не разграничивать то, другое и третье. Теория культуры определяет само понятие культура, вскрывает природу, сущность и специфику феномена культура, вводит в круг проблем науки о культуре, обозначает основные категории культуры, изучает базовые культурные проблемы, процессы, явления, закономерности развития культуры.

Если же исходить из понимания культурологии как дисциплины, ориентированной на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей, или отождествлять ее с культурантропологией и социологией культуры, что тоже имеет место, то акценты при изучении закономерности формирования и развития культурных систем будут расставлены несколько иначе.

Если теория культуры обобщает основной круг знаний о культуре, сводит их в систему, выстраивая как частные, так и общие и универсальные проявления в культуре в единую целостность со своими связями и законами развития, то философия культуры обозначает подходы к изучению сущности, ценности культуры, ее условий и форм проявления. В основе философии культуры — две составляющие — взгляды на культуру неокантианцев (последователей И. Канта) и представителей «философии жизни».

История культуры

История культуры — самый большой раздел культурологии. Он включает историю зарубежной (мировая художественная культура) и отечественной культуры.

Развитие человеческой культуры происходило неравномерно, занимая и рекордно продолжительные периоды (архаика), и сравнительно короткие отрезки (русский Серебряный век). «Качество» культуры, вклад народов и стран в мировую сокровищницу человечества не зависят от количественных показателей. Протяженность во времени существования того или иного государства, обширность территории какой-нибудь империи и численность ее населения еще не гаранты наличия великой культуры. И наоборот, отнюдь не сверхдержавы и малые народы нередко оказывались активно культуросозидающими, что подтверждают феномены крито-микенской или финикийской культуры.

Любые культуры прошлого и настоящего тяготеют к двум доминирующим ориентациям: на сохранение и изменение. Если культуры первого типа статичны, самодостаточны, нелич-ностны, мифологичны, замкнуты и изолированы от влияния извне, то вторые отличаются динамикой, вариативностью, инновационностью, открытостью к межкультурному диалогу, они личностны и максимально обращены к человеку. То есть, с одной стороны, в огромном многообразии культур проступают традиционалистские и консервативные (наиболее полно независимо от исторической эпохи представлены в странах Востока и тоталитарных государствах), с другой — культуры (преимущественно западные) с высоким вектором изменения. Разумеется, подобная типология достаточно условна и не исключает сочетаемости и совмещения названных приоритетных признаков.

Обширный историко-культурный материал, конечно, может быть рассмотрен в курсе культурологии только очень фрагментарно и прежде всего в той степени, в какой позволяет уяснить общее и особенное в культуре отдельных стран и народов. Ведь в чем-то их художественно-эстетические нормы, ценности, духовные идеалы и ориентации близки и похожи, а в чем-то не совпадают и отличаются.

Культурное наследие человечества поистине необъятно, и даже очень общее, экскурсное ознакомление с тем, что привнесли в него ранние цивилизации (Междуречье, Древний Египет), что — великие цивилизации Азии (Индия, Китай), что — Античность и Средневековье или, к примеру, Западная Европа эпохи Возрождения и Просвещения, требует тщательного отбора материала и предельно сжатого освещения вопроса, ибо не меньшего внимания заслуживают другие культурно-исторические эпохи, страны и регионы мира, сомневаться в культурном потенциале и состоятельности которых не приходится.

Приоритетное место в курсе культурологии занимает отечественная культура, и выделение под нее большего, чем на всю зарубежную, объема часов представляется совершенно оправданным и необходимым, тем более что в значительной части учебной литературы она освещается или вскользь, как бы мимоходом, или вообще обходится молчанием, как, например, в хорошем во всех остальных отношениях учебнике П. С. Гуревича.

Между тем культурология располагает завидным потенциалом для того, чтобы раскрыть своеобразие культуры России, показать, чем и как она обогатила культуру мировую, в которую давно интегрирована.

История как зарубежной, так и отечественной культуры в рамках культурологии важна и интересна прежде всего с точки зрения преломления на современность и в контексте с сегодняшними общекультурными ценностями.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Итальянское возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура и право
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Восточнославянская управленческая культура
...
Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Патернализм в политической культуре России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Серебряный век в русском искусстве
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
Монина Н.П., Культурология
Культура как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Оставить комментарий