Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда

Американские социальные психологи У. Беннис и Г. Шепард в 1958 году представили теорию группообразования, где отразили свое видение процессов групповой динамики, таких как: стадии формирования группы, наличие микрогрупп, выбор лидера и его сменяемость (Беннис, Шепард, 1984).

Теория Бенниса и Шепарда рассматривает группообразование с позиции лидера. Так, все групповые процессы центрированы на лидере, его выборе и сменяемости. Например, вначале своего пути группа выбирает лидера; со сменой лидера происходит поступательное развитие элементов групповой динамики.

Авторы теории в качестве экспериментальных групп рассматривали Т-группы. Это тренинговые группы, создаваемые для оптимизации межличностных отношений, помощи индивидам, переживающим проблемы социальной адаптации. Схемы развития тренинговых групп авторы перенесли на все разновидности малых групп.

Теория группообразования создана в рамках психоаналитического подхода Зигмунда Фрейда. Согласно его взглядам, «.. .каждый член группы связан либидозным отношением, с одной стороны, с лидером, а с другой - с остальными членами». Группа проходит следующие универсальные стадии своего развития (по спирали): в начале своего функционирования члены группы в большинстве подчиняются власти, затем вырабатывается непослушание власти, затем снова зависимость от власти и, наконец, внутригрупповое сотрудничество (цит. по: Берн, 2002).

В межличностных отношениях членов группы просматриваются две либидозные тенденции, которые вступают в противоречие друг с другом:

  • ориентация членов группы на власть, на взятие и распределение власти;
  • ориентация членов группы друг на друга.

Суть теории группообразования, представленной У. Беннисом и Г. Шепардом, заключается в том, что ориентация на власть и на других, с которыми индивиды приходят в группу, мешают эффективной коммуникации. Подгруппа, ориентированная на власть, приходит в противоречие с подгруппой, ориентированной на тесные межличностные отношения внутри группы.

Основные формы поведения членов группы на этапе ее становления:

  • по отношению к власти: бунт, подчинение или уход из группы;
  • по отношению к членам группы: деструктивность, соперничество, эмоциональное подавление (уступка групповому давлению), в крайних вариантах - уход из группы.

В начале своего функционирования все индивиды делятся на четыре подгруппы:

По отношению к власти:

  • зависимые - сразу принимают нормы и правила группы; ориентируются на власть; признаются в преданности власти;
  • независимые - не принимают нормы и правила группы; власти сторонятся; почтения власти не оказывают.

По отношению к рядовым членам группы:

  • сверхличностные - стремятся к установлению межличностных контактов;
  • контрличностные - сторонятся всяких социальных контактов. Ведут себя независимо; не вступают в группировки; не принимают участия в групповых мероприятиях.

С точки зрения Бенниса и Шепарда, крайние характеристики подгрупп являются конфликтными. Это подгруппы зависимых и контрличностных. Зависимые признаются конфликтными, так как согласны с любой властью. Они легко поддерживают власть и также легко от нее отказываются. Их конфликтность в ненадежности; они одновременно всегда согласны с властью и ей не доверяют.

Конфликтность контрличностных в том, что они принципиально не участвуют в групповых процессах, выступая их критиками и контрагентами. Члены данной подгруппы критически настроены как по отношению к власти, так и по отношению к членам группы.

Неконфликтными являются независимые и сверхличностные. Они обеспечивают продвижение группы к эффективной коммуникации. Но если первые не участвуют в групповых процессах, то вторые, наоборот, только и заняты налаживанием межличностных и внутригрупповых связей.

У. Беннис и Г. Шепард выделяют 4 фазы группообразования. Группа проходит путь в своем развитии от диффузных и поверхностных межличностных отношений до сотрудничества и взаимопомощи.

1-я субфаза. Каждый член новой группы ищет оптимальные формы поведения, поэтому проигрывает роли, знакомые по членству в других группах.

В начале функционирования группы выбирают лидера. Внимание падает на человека, с которым группа ассоциирует активность и творчество. Группа ожидает, что данный человек в роли лидера будет воплощать идеализированные планы в реальность. Многие смотрят на лидера с надеждой, полагаясь на его активность и творческие способности.

2- я субфаза. Нарастает критика и недовольство в адрес лидера -он не оправдывает надежд некоторых активных членов группы. В группе начинают формироваться две подгруппы с разными взглядами на власть. Одна подгруппа поддерживает власть, другая -сильно критикует. Назревает конфликт между подгруппами. Лидер недоумевает и не видит своей вины. Он ожидал поддержки со стороны группы, которой не дождался. А группа считает, что лидер пассивен и ее ожидания не оправдывает. Смена лидера наступает, когда подгруппа его сторонников переходит в подгруппу его противников.
3- я субфаза. На этой фазе происходит мобилизация конструктивных сил, занятых поиском лидера. Большинство членов группы пытаются найти компромисс при выборе лидера. Их взор обращается к независимым, которые назначаются спасителями ситуации. Во многом выбор в сторону независимых объясняется их нейтралитетом в отношении к власти. Независимый удобен для большинства, так как не поддерживает ни одну из подгрупп. Итак, ситуация обостряется, напряжение растет; прежнего лидера смещают и на его место ставят независимого. Группа консолидируется вокруг нового лидера.
4- я субфаза. Группа сплочена, счастлива, расслаблена. Начинается фаза поиска новых форм взаимодействия. Группа с надеждой смотрит на нового лидера и ожидает от него активности, инициативы и творческого подхода в обеспечении жизнедеятельности группы.

Авторы теории группообразования выделяют также 5-ю субфазу, при которой в группе нарастает усталость, апатия и поиск нового лидера .. .И так по спирали.

Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Неформальные молодежные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповой психотерапевт
Александров А.А., Современная психотерапия
Правила функционирования примитивной группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Массовые явления в больших группах
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Феномен группового сознания
Гуревич П.С., Психология
Групповые процессы
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Социально-психологическая специфика сетевых сообществ
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Модели развития групп
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий