Теории модернизации общества

Модернизацией в социологии называется совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа. Современность (modernity) в данном случае — это характеристика социальной организации не по времени ее существования, а по отличию ее социальных норм и структур от тех, что присущи социальной организации традиционного типа. Набор характеристик традиционного и современного (модернистского) типов общества может варьироваться в зависимости от того, на каких тенденциях изменений делает акцент исследователь. Но основные характеристики, составляющие ядро модернизационной концепции социальных изменений, можно встретить практически у всех исследователей (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Характеристики традиционного и модернизированного обществ

Традиционное общество Модернизированное общество
Зависимость социальной организации от религиозных представлений Светский характер социальной организации
Ориентация деятельности людей на мировоззренческое знание Ориентация деятельности на естествознание и технологию
Ведение хозяйства на основе ручного труда Ведение хозяйства на основе механизации производства
Низкая степень разделения труда (натуральное хозяйство) Высокая степень разделения труда (рыночная экономика)
Авторитарный характер власти Либеральный характер власти
Низкая социальная мобильность (преобладание предписанных статусов) Высокая социальная мобильность (преобладание достигнутых статусов)
Большая роль кровнородственных связей (преобладание большой семьи) Небольшая роль кровнородственных связей (нуклеарная семья)

Модернизация — это совокупность таких тенденций, как научнотехническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация, которые ведут к смене традиционного общества обществом современного типа.

В социологии сформировались различные концепции модернизации. Первоначально, в 1950-1960-х годах, модернизацию понимали как осовременивание технологий, которое влечет за собой изменения в социальной структуре и культуре. Понимание модернизации как технизации первым сформулировал американский социолог Марион Леви, который в 1949 г. ввел сам термин «модернизация». Он выделил два типа модернизации — первичную и запаздывающую. Первичная модернизация — это серия социальных изменений в странах Западной Европы и Северной Америки, которые в XVIII-XIX вв. привели к смене традиционного общества обществом современного типа. Под современным в данном контексте понимается общество индустриальное, либеральное, индивидуалистическое и открытое инновациям. Запаздывающая модернизация — это процессы аналогичных изменений в других странах, где технократические элиты, т. е. слои высокостатусных, влиятельных, образованных людей, стремятся к реформированию общества на основе заимствования технологий и социальных институтов, характерных для стран первичной модернизации.

Согласно теории Леви и его последователей страны, где модернизация началась позже, чем на Западе (например, Япония, Россия и Китай), всё время запаздывают в развитии, поскольку проводимые социальные изменения следуют образцам первичной модернизации, которые постоянно обновляются. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, она не может объяснить более высоких темпов технологических и институциональных изменений в XX в. в таких странах, как Япония и Россия, которые сами стали образцами для реформ в странах третьего мира. Во-вторых, в ее рамках не удается понять, как началась модернизация на Западе, где к XVIII в. не было технократических элит. Традиционная землевладельческая аристократия была элитой, но не технократической, а ориентированная на развитие промышленности, науки и техники буржуазия была подчиненным «третьим сословием».

В 1960-1970-х годах появляются концепции, трактующие модернизацию как серию изменений, возникающих на основе специфических ценностей. Это ценности свободы и прогресса, стремясь к реализации которых люди формируют социальные движения, преобразующие и устройство общества, и повседневную жизнь. Модернизация начинается с изменений в культуре. Такое понимание модернизации одним из первых предложил израильский социолог Шмуэль Айзенштадт. Согласно его теории в XV-XVIII вв. в Западной Европе постепенно оформились «контуры современности», т. е. ценностные ориентации на свободу, индивидуализм, рациональное знание, рост уровня жизни. На этой ценностной основе последовательно возникли буржуазно-либеральное, затем рабочее, или социалистическое, движение, а позднее — новые социальные движения (экологическое, молодежное, этнокультурные, феминистское и т. д.). Эти движения в разные периоды боролись за идеи свободы и прогресса, что превращало модернизацию в перманентный процесс изменений, в своего рода культурную традицию, для которой постоянные инновации — это специфическая стабильность.

В теории Айзенштадта выделены два типа модернизации: органичная и догоняющая. Органичная модернизация, т. е. естественно возникающая, вырастающая на собственной культурной основе, характерна для стран Западной Европы и Северной Америки в XIX-XX вв. Догоняющая характерна для стран, где модернизация возникает на основе заимствования социокультурных образцов, сформировавшихся в странах органичной модернизации. Если такое заимствование сопровождается распространением и усвоением большинством людей ценностей свободы и прогресса, модернизация может протекать даже быстрее, чем на Западе. Но если эти ценности усваиваются лишь технократическими элитами, то модернизация протекает в виде чередующихся периодов интенсивной модернизации и традиционалистской реакции, затормаживающей модернизацию, которую активисты традиционалистских социальных движений воспринимают как разрушение культурных основ. В результате модернизация в разных странах может протекать по-разному.

Айзенштадт полагает, что в разных странах и регионах мира сложились разные образцы или модели современности. Рыночная, индивидуалистическая и либеральная модель характерна для Запада; рыночная, индивидуалистическая, религиозно-авторитарная модель сложилась в исламских странах; секулярная, рыночная, копоративно-коллективистская модель реализована в странах Дальнего Востока. Модернизацию как совокупность тенденций, ведущих к смене традиционного общества современным, могут формировать самые разные тенденции. Общность им придают, согласно Айзентштадту, две характеристики: структурная дифференциация и социальная мобилизация. Если в результате изменений увеличивается число социальных институтов, социальных общностей и групп, возрастает специализация, то это значит, что происходит структурная дифференциация. Если взаимодействия становятся более интенсивными, а смена вида деятельности и социального статуса встречается чаще, чем прежде, то это значит, что происходит социальная мобилизация. Если в совокупности тенденции социальных изменений соответствуют формуле «структурная дифференциация + социальная мобилизация», то эти изменения можно назвать модернизацией общества.

В конце XX в. модернизация в экономически развитых странах перестала быть интенсивной. Новые социальные движения, особенно экологически ориентированные, часто выступают против опасных последствий индустриализации, бесконтрольного функционирования рынков и корпораций, чрезмерного роста потребления. Это выглядит как протест против модернизации и даже отказ от нее. Появляется и концептуальное обоснование такого отказа — критика современного общества в философии и социологии постмодернизма. Чтобы объяснить подобные явления в рамках концепции модернизации, понадобилось ее обновление. Эту задачу решает в своих работах немецкий социолог Ульрих Бек, создавший концепцию общества риска и перехода к рефлексивной модернизации.

Согласно Беку первоначальная модернизация была стихийной и потому интенсивной. Социальные изменения привели к возникновению общества, в котором опасность и неопределенность воспроизводятся современными социальными институтами. Риски техногенных катастроф, экономических и политических кризисов укоренены в самом функционировании промышленных организаций, рынков, демократии. Чтобы уменьшить риски и устранить неопределенность, требуется рефлексивность — отслеживание процессов изменений и их корректировка. Новые социальные движения привносят в общественную жизнь элемент рефлексивности в виде критики негативных следствий модернизации. Экспертные системы и общественный контроль, встраиваемые в современные социальные институты, снижают темпы социальных изменений в развитых странах, но этот тип модернизации — рефлексивная модернизация — позволяет успешнее справляться с рисками.

Теории множественности модернизаций и рефлексивной модернизации способны выявлять специфику модернизации и адекватно описывать и объяснять социальные изменения в XIX-XX вв. в различных странах. Теории модернизации сохраняют свою актуальность при анализе трансформации общества в странах, где еще не завершились процессы перехода от аграрной экономики к индустриальной, процессы урбанизации, процессы формирования общества массового потребления и политической системы массовой демократии. В ряде стран Ближнего Востока, Азиатского и Тихоокеанского региона, Африки такие процессы представляют собой предмет исследований. Но применительно к странам Северной Америки и Европы теории модернизации нуждаются в пересмотре и даже замене на новую парадигму изучения социальных изменений, так как они не учитывают новых тенденций, возникших в середине — конце XX в.

Ключевые слова: Общество
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Философия как фактор духовного развития человека и общества
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Социально психологический анализ общества
Деркача А.А., Социальная психология
Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие и роль судебной власти в обществе
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Толерантность в обществе
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Язык и общество, язык и личность
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Общество как дискурс
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Мировое сообщество
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий