Телесный статус и религиозный опыт

Д.М. Вульф (D.M. Wulf) в своем труде «Psychology of religion» пишет, что, хотя философы и ученые до сих пор бьются над вопросом отношений ума и тела, в религиозных традициях уже давно воспринимается как само собой разумеющееся влияние духовных факторов на телесные проявления.

«Духовные упражнения» часто включают в себя упражнения, работающие непосредственно с телом, например, определенные позы, лишение себя пищи и сна, различные другие виды телесного дискомфорта или контроля частоты дыхания. Каждый из этих методов через контроль телесных процессов приводит к достижению определенного желаемого состояния сознания. Некоторым из этих методов уже тысячи лет.

Менее напряженными, но едва ли менее значительными являются обычные органические условия, без которых не может быть никакого религиозного опыта. Многие религиозные ритуалы и практики специально направлены на стимулирование органов чувств, особенно зрения, слуха, обоняния, вкуса, органов осязания. Кроме того, религиозные обряды, как правило, требуют активного телесного участия: положения сидя, стоя, на коленях, принятых в западных традициях; прикосновения к священным предметам, обход святынь, танцев, лежачих положений на спине или навзничь. Кинестетические ощущения, вызванные этими весьма разработанными движениями, становятся тесно связанные с религиозными идеями и чувствами, которые сами по себе имеют корни в физиологических процессах. Ощущения или чувства, вызванные внутренними органами, а также различными состояниями организма, например, голодом или жаждой, часто воспринимаются верующими как символы сложных религиозных чувств. В целом невозможно найти какой-либо религиозный опыт, который не основывался бы на факте телесного проявления (с. 41-42).

Д.М. Вульф ссылается на некоторых из ранних авторов строгой эмпирической психологии религии, которые утверждали, что физиология является ее фундаментом. Еще в 1897 г. J. Leuba высказал мысль о существовании психофизиологических основ этики, а в 1925 г. он опубликовал свой классический труд по психологии мистики, которая в значительной степени опирается на медицинские и физиологические объяснения. Во французской литературе Т. Flournoy в 1903 г. также указал, что в явлениях религиозной психики следует искать физиологические корни. Таким образом «психологическая теология» признает человека и как психофизиологическое, и как духовное существо.

Темы: