Связь вытеснения с механизмом избегания

Вытеснение (и подавление), с одной стороны, и избегание (avoidance) имеют сходство: первое предупреждает (prevents) сознательный контакт с неприятными идеями, а второе - с неприятными физическими стимулами.

Американский психолог О. Маурер (O. H. Mawrer) интересовался вопросом, почему тревога и избегание, однажды возникнув, сохраняются так долго. Этот вопрос поднял еще З. Фрейд, но не смог разрешить его (вспомним случай маленького Ганса, который переживал страх перед лошадьми). Маурер не считает удовлетворительным объяснение с позиций классической рефлекторной теории, согласно которой сначала собака нападала на ребенка (безусловное раздражение), после чего уже только вид (условный раздражитель) собаки начал вызвать защитную реакцию бегства у ребенка. Ну а если первый раз собака не прикасалась ребенка, поскольку ребенку удалось быстро убежать от нее? (По логике Павлова получается, что мы избегаем оказаться под автомашиной, так как при первой встрече с ней попали под ней и имели болевые ощущения!). Реакция избегания образуется и долго сохраняется без подкрепления. Маурер изучил как бихевиоризм, так и психоанализ, и старался использовать бихевиористские концепции с целью улучшения фрейдовских теорий.

Маурер выдвинул идею, согласно которой в образовании реакции избегания играют роль два фактора:

  • классическое обусловливание,
  • инструментальное обусловливание.

Эти два фактора действуют каждый раз, когда субъект подвергается воздействию неприятных стимулов и избегает их. Так как ребенок видит собаку и ощущает боль в ноге, то в дальнейшем вид собаки вызывает в нем страх. Это классическое обусловливание. Уменьшение же такого страха частично обусловлено обучением реакции бегства. Когда ребенок бежит и прячется в доме, его страх ослабляется. Поэтому реакция бегства подкрепляется. В результате этого он бежит домой всякий раз, когда уже только видит собаку. Это уже инструментальное обусловливание. Если ребенок заблаговременно избегает собак, то страх должен постепенно исчезать. Но как только это происходит, реакция бегства уже не будет подкрепляться и начнет затухать. Таким образом, согласно Мауреру, поведение бегства исчезает очень медленно, поскольку его исчезновение зависит от исчезновения страха.

Но правильна ли центральная идея гипотезы Маурера, т. е. утверждение, что поведение избегания подкрепляется редукцией страха? Для ее доказательства этот психолог исходил из того принципа теории обучения, согласно которому чем скорее, при инструментальном обусловливании, после ответа появляется подкрепление, тем эффективнее происходит обучение. Когда поведение и подкрепление появляются одновременно, обучение происходит наиболее эффективно. Когда же подкрепление дается до поведения или после (и интервал большой), тогда обучение менее эффективно.

Согласно этому принципу, если уменьшение страха действительно подкрепляет поведение избегания, тогда если уменьшение страха имеет место в ходе обучения избеганию, тогда оно (обучение) становится эффективным. (Эту идею Маурер доказал экспериментами на крысах).

Более широкий подход. - Если вместо термина «вытеснение» использовать более широкий термин «психическое бегство» или «психологическое избегание» (mental avoidance), то можно утверждать следующее: 1) вытеснение в собственном смысле означает полную блокаду внутрипсихических факторов (например, запретных импульсов) и связанных с ним событий; эти процессы не осознаются.

2) Отрицание (denial) означает блокаду внешних факторов (средовых барьеров, оказавшихся на пути удовлетворения своих импульсов). Человек «не замечает» источники опасности, игнорирует их. Например, переходя улицу, многие избегают смотреть в сторону приближающихся автомашин даже в том случае, когда есть опасность столкновения с ними. Здесь, конечно, играет важную роль и ожидание того, что водители заблаговременно остановят свои машины. Точно так же трусливые люди «не замечают» поступки хулиганов и преступников. Отверженный влюбленные «не замечает», что его возлюбленная счастлива с другим человеком и может даже утверждать, будто «у нее вид несчастливого человека».

Ключевые слова: Вытеснение
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Вытеснение и ошибочные действия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Вытеснение, символизация и творчество
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Вытеснение, замещающие образования и симптомообразование
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Регрессия и вытеснение, рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Связь обратной реакции с другими защитными механизмами
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Психоаналитическое понимание вытеснения
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
О разновидностях вытеснения
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий