Сущность социального отклонения

Термин «девиация» (лат. deviacia — отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.

Социологи по-разному объясняют сущность девиантного поведения.

Биологическое объяснение

Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Он считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.

Ч. Лоброзо выделил четыре типа преступников:

  • Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно.
  • Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни.
  • Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта.
  • Случайный преступник нарушает закон в результате стеченияобстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач Вильям Шелдон (середина XX в.). Работая в центре реабилитации малолетних преступников, он исследовал более 200 юношей и сопоставил виды физической конституции (строения тела), их темпераменты и виды совершенных ими преступлений. Если Ч. Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: каждой породе, предназначенной для выполнения определенных служебных функций, соответствует определенное строение тела. Он выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками.

  • Эктоморф (греч. экто — вне, снаружи; греч. морф — форма) – имеет тонкое хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно.
  • Эндоморф (греч. эндо — внутри) – имеет умеренно полное, мягкое, округлое тело, общителен, умеет ладить с людьми, потворствует своим желаниям. Преступником может стать в результате стечения обстоятельств.
  • Мезоморф (греч. мезо — средний, промежуточный) – имеет сильное мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к криминальному поведению.

Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. Так, российский паталогоанатом Д. Н. Зернов на основании проверочного исследования (1901) пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников.

Сегодня большинство социологов не сомневается, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, однако при наличии ведущего фактора девиации — нравственной невоспитанности — эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Психологическое объяснение

Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона могут стать результатом психологического состояния девианта.

Так, Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности («Оно», «Я», «супер-Я»). Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-Я», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия — дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе, а также кризису идентичности — оценке внутренних ценностей и переоценке своей роли.

Социологическое объяснение

С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). Аномия по Дюркгейму — это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, в Америке это общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957):

  • Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.
  • Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.
  • Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).
  • Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.
  • Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма — клеймо, метка для раба или преступника). В книге «Аутсайдеры» (1963) он отрицает психологические и психиатрические модели девиантного поведения, объявляющие девианта «больным». Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей и др.) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. Отсюда он делает вывод, что девиация — это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией». Но вот привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, милиция). Беккер подчеркивал роль так называемых «борцов за нравственность», организующих «крестовые походы». Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации. В качестве примера могут служить XVIII поправка к конституции США и закон о запрете продажи спиртного.

Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной человек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом.

Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование (1973). В ходе задуманного эксперимента он пожаловался, что его «преследуют какие-то голоса» и был здоровым положен в клинику. На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. В результате из 193 больных 41 был признан «нормальным».

Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988), в нем следует выделять следующие стадии: создание норм, совершение девиантного поступка, признание человека девиантом (вторичная девиация), стигматизация и ее следствия, коллективные формы девиации.

Ключевые слова: Социум, Девиантность
Источник: Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Материалы по теме
Типология социальных отклонений
Фролов С.С., Основы социологии
Социальные общности и группы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Деструктивное культовое поведение
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Дисгармоничная личность
Государев Н.А., Специальная психология
Социальный капитал: общественный или индивидуальный?
...
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
Ритерман Т.П., Социология
Виды социальных процессов
Фролов С.С., Основы социологии
Оставить комментарий