Сущность и теории государства

Государство — важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества представляет собой совокупность социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. С давних времен мыслители задумывались над сущностью и механизмами действия государства, его ролью в обществе и политической системе. Созданные ими концепции изучают сегодня в учебных заведениях всего мира. Ниже приведены наиболее известные.

Античность

Первых теоретиков античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию социального расслоения, согласно которой любое общество делится на три класса:

  • высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством;
  • средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка;
  • низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?).

Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

  1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
  2. эгоистические интересы богатых ограничены;
  3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них — любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Новое время (XV — XVII вв.)

Итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди претендуют вовсе не на общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние — война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Иное дело — гражданское общество — высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война против всех.

Признавая за королем верховную власть, Гоббс одновременно отрицал ее божественное происхождение. Человек постоянно стремится к самосохранению и к власти, а это неизбежно должно привести к «войне всех против всех». Поэтому людям необходим правитель, которому они передали бы свои права, а тот в свою очередь на основании общественного договора обеспечил бы процветание общества.

Английский философ Джон Локк (1632—1704) является теоретиком конституционной монархии и правового государства. В книге «Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна подразделяться на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В отличие от Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк обосновал фундаментальные права человека: свободу, равенство, неприкосновенность личности и собственности.

Он одним из первых четко сформулировал принцип разделения властей. Его идеи подготовили «Славную революцию» в Англии (1689) и легли в основу американской и французской революций. Джон Локк считается одним из крупнейших мыслителей эпохи Просвещения.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государствах, имея в виду все представляемое ими общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские просветители XVIII в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство — для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (преступников).

В современной науке

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п. Иными словами, государство — это центральный, но не единственный институт политической системы общества.

Государства как политическая организация общества различаются не только формой правления (монархия, республика), но и формой территориального устройства.

Территориальная организация государства описывает то, как взаимодействуют между собой целое и части, если под частями понимать области, регионы, штаты, кантоны и т. д. Иными словами, много или мало автономии, прав и возможностей центр сохранил за местными властями или он полностью растворил все в едином политическом пространстве.

С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство.

Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладают силой для всей территории государства.

Унитарная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны).

Федерация — это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии, скажем, ислам и православие, а самое главное — не собираются жертвовать своей самобытностью и готовы ее отстаивать с оружием в руках. Здесь федеративное устройство — разумный компромисс и чуть ли не единственный выход из ситуации. Компромисс, поскольку для государства лучше быть единым, а разумный потому, что национальные меньшинства сохраняют свою самобытность, а большинство учится по-демократически, т. е. терпимо, уважая их права, относиться к ним. В конечном итоге выходит, что школа терпения приносит огромную пользу именно большинству — оно постепенно становится все более цивилизованным.

В федеративном государстве все территориальные субъекты, например штаты, собираются и принимают общую конституцию, которая разграничивает полномочия центра и полномочия мест. В дальнейшем любые изменения в союзную конституцию вносятся только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов. За соблюдением разграничения прав центра и мест следит независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих самых субъектов.

Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос отвечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и внешние.

  • К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.
  • Внешние функции государства: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

Государство появилось на исторической сцене 5—6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К появлению государства привели следующие, вполне объективные причины. Первая причина появления государства — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5—6 млн человек. Наверное, волков и медведей было больше. Сегодня их 5—6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население выросло за неполные 10—15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2—3 млн лет назад.

Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.

Вторая причина — страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступников внутри страны служила не меньшей причиной к объединению в государство, которое способно применить силу и установить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служило не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.

Третьей причиной возникновения государства является фактор силы. Посмотрите на современное рыночное общество. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга — и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Такая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своими флагами, гербами, правительствами, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи — под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечом, даже пахали иногда, не снимая оружия.

Кто умел только пахать, а тогда это было сложнейшим искусством, требовавшим пожизненной специализации, приглашал к себе на службу тех, кто умел только воевать. Династия Рюриковичей на Руси пошла от приглашенных варягов. Все европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались всего на свете: расположения прекрасных дам, обильных налогов со своих и огромных контрибуций с чужих территорий. Военные отряды обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.

Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Военная кампания — это тоже разновидность делового предприятия. Чистый доход состоит из размеров дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия — это главная рабочая сила. Она должна постоянно трудиться, дабы оправдывать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен, а сама армия больше походит на банду рэкетиров, обложивших оптовиков. Если же верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе, и об этом знают российские рэкетиры, дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют на вырост, о его благополучии заботятся, дабы и в будущем можно было бы собирать дань. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Вот почему и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.

Таким образом, формирование государств происходило по экономическим соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги либо дань с подвластной территории, устраняя любых конкурентов, роль которых играли удельные князья, разбойники, иностранные государства, претендовавшие на эти ресурсы. Разбойники на большой дороге, рэкетиры на рынке, бизнесмены, уклоняющиеся от налогов, — все это конкуренты, а значит, враги государства в борьбе за налоги. Одни устраняются физической силой, другие — юридическими законами.

Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к уменьшению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуздывать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских, анархических сил, преступность и т. п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов); защиты жизни, прав и свобод граждан; восстановления законности и порядка; охранения самой себя от насильственного свержения. Такое насилие осуществляется в соответствии с Конституцией, а также международным правом. Бывает, что для обеспечения законности и порядка в обществе, кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т. п.), приходится использовать армию. Так было, например, в США в мае 1992 г. в Лос-Анджелесе при усмирении бесчинствующих толп чернокожего населения; в Италии в 1993 г. в борьбе с мафией.

На протяжении всей истории главная цель государств состояла в завоевании территорий для реализации своих экономических интересов и обеспечения безопасности то ли подчинением одного народа другим, то ли аннексией прилегающей территории. Земля и территория государства составляет тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы.

Поистине государство — это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства, где так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удерживает свою монополию, слабое ее отдает. Тогда в стране устанавливается правовой беспредел, хаос, бандитизм, от которых страдают простые люди.

Ключевые слова: Государство
Источник: Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Материалы по теме
Способы государственного регулирования
Азбука валютного дилинга
Рынок государственных учреждений
Маркетинг. Учебное пособие
Государственное регулирование конкурентных отношений
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Государственная пошлина
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственные ценные бумаги
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственные займы и их классификация
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственный кредит и его сущность
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Функции государственного кредита
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Оставить комментарий