Судебные органы и судебные системы

Состав судебных органов и порядок их формирования. Различные судебные учреждения состоят из неодинаковых категорий государственных служащих. В их составе имеются судебные следователи, прокуроры (во многих странах прокуратура не составляет особой системы, а прокуроры состоят при судах), секретари и другие лица. Судьи, прокуроры, судебные следователи обычно обобщенно называются магистратами. Они могут в том или ином качестве участвовать в судебном процессе, но главная роль в судебных учреждениях принадлежит судьям. Их число в разных судах неодинаково. Иногда это один мировой судья в Великобритании и с 1998 г. в России, или полицейский судья во Франции. Районные суды России прежде состояли обычно из 3— 5 судей, теперь их больше; в каждом из пяти «федеральных судов юстиции» ФРГ работает в среднем 21 судья (в общей сложности — 104), в Верховном суде США - 9 судей, Индии — 17, Японии — 15. Именно судьи являются теми государственными служащими особого рода, которые (в ряде случаев вместе с заседателями) осуществляют судебную власть.

Суды формируются различными способами. Во многих штатах США, в странах тоталитарного социализма судьи низших судов избираются гражданами, суды второй инстанции и высшие суды избираются в странах тоталитарного социализма соответствующими представ вительными органами. В некоторых постсоциалистических государствах судьи сначала назначаются президентом (главой государства) на определенное время, а после этого срока — избираются парламентом до достижения пенсионного возраста. Однако в большинстве стран судьи назначаются чаще всего президентом, в монархических государствах — министром юстиции после рекомендации особого комитета по отбору. Во Франции и Италии судей назначает Высший совет магистратуры, в Великобритании — лорд-канцлер (по рекомендации особой Комиссии). Судьи высших судов назначаются президентом, но обычно при участии одной из палат парламента или назначаются палатой парламента по представлению главы государства.

В большинстве стран судья назначается пожизненно, что означает наделе: до достижения им определенного возраста (в Великобритании, например, судьи должны подавать в отставку до достижения ими 72 лет, судьи высоких судов — до 75 лет, в Японии — до 65 лет, в других странах возрастной ценз составляет обычно 65—70 лет). Лишь в отдельных странах судья назначается на определенный срок (в Японии — на 10 лет), но он может быть продлен, что и делается почти всегда, и таким образом судья занимает должность пожизненно или до достижения определенного возраста. Первый раз судья назначается на определенный срок на Украине, в Словакии, Чехии, в некоторых других странах, а затем избирается пожизненно.

Народные заседатели в странах тоталитарного социализма обычно избираются открытым голосованием на собраниях трудовых коллективов, списки заседателей и присяжных в западных странах составляются муниципалитетами или образуемыми ими специальными комиссиями (в число заседателей включаются только добропорядочные граждане, обычно не старше 70 лет), а для конкретного судебного заседания они определяются по жребию. В некоторых странах проводятся выборы заседателей муниципальными советами. Юридическое образование для заседателей не обязательно и, как правило, они его не имеют. Заседатели жалованья в суде не получают, но им оплачивается иногда пребывание в судебном процессе (в странах тоталитарного социализма — из расчета средней заработной платы по месту работы). Во многих странах, однако, вознаграждение за участие в процессе заседатели или присяжные заседатели не получают. Это рассматривается как гражданская обязанность, и уклонение от нее может повлечь санкции.

К кандидату на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляются многие требования. Занять должность судьи, как правило, можно лишь после сравнительно длительной работы на других юридических специальностях, сдав по месту работы особый (практический) экзамен. Судья должен обладать незапятнанной репутацией (иногда это относится и к его ближайшим родственникам), иметь жизненный опыт (в законе обычно установлен повышенный возраст для судьи по сравнению с членом нижней палаты парламента). Действует еще ряд обыкновений. Например, во Франции не назначают судьями лиц моложе 40 лет.

Досрочно судья может быть смещен за преступление, пренебрежение своими обязанностями. В Великобритании судью смешает лорд-канцлер, может это сделать и любая палата парламента, хотя таких случаев не было с 1701 г. В США парламент (конгресс) также может сместить судью в порядке импичмента, однако подобных примеров за всю историю США было немного, около десятка. В Италии и во Франции судью смещает с поста Высший совет магистратуры после рассмотрения его дела состоящей в его составе дисциплинарной палатой. В Швеции судью может сместить высший орган исполнительной власти, но в этом случае дело рассматривается судом, которому принадлежит окончательное решение. В России сместить судью может орган судейского самоуправления, суд. Неодинаковый порядок Назначения и смещения судьи в разных странах имеет одну цель: укрепить независимость судебной власти в конкретных условиях данной страны с учетом системы ее политических институтов.

В большинстве стран судья не может состоять в политических партиях, участвовать в политической деятельности, в забастовках, не может совмещать свою деятельность с другой работой (кроме преподавательской, научной, творческой). В странах тоталитарного социализма, напротив, судьи, как правило, состоят в правящей коммунистической партии, хотя по закону это необязательно.

Разновидности судебных органов. Органы правосудия имеют несколько разновидностей и различные ступени (инстанции). Среди них есть государственные, негосударственные, религиозные и другие суды. Низшую ступень составляют органы, по существу не входящие в государственную структуру и осуществляющие суд на общественных началах. Таковы, например, народные суды в Индии, рассматривающие незначительные дорожно-транспортные правонарушения, тысяча медиаторов во Франции, улаживающих мелкие споры, более тысячи кон-силиаторов (примирителей) в Италии — избранных или назначенных муниципалитетами доверенных лиц, рекрутированных из среды бывших юристов, государственных служащих, военных, лиц, знакомых с основами права; они рассматривают споры между соседями, вопросы аренды, найма, алиментов, небольших долгов и т.д. Роль общественных судов выполняют товарищеские суды в России (они кое-где сохранились), избираемые членами коллективов на предприятиях, учреждениях и по месту жительства. Все лица, входящие в названные выше органы, не обязаны иметь юридическое образование, не получают за свою работу государственного и иного вознаграждения. Они не рассматривают уголовные дела и вправе обсуждать лишь проступки, нарушение правил жизни в обществе и коллективе, незначительные гражданские споры.

Особое место среди судебных органов занимают церковные (религиозные) суды и суды обычного права. Религиозные суды делятся на две совершенно разные группы. К первой относятся собственно церковные суды, рассматривающие дела священнослужителей в связи с применением к ним не «государственного», а канонического права; различные внутрицерковные дела, хотя иногда (как это было в царской России) такие суды имеют право рассматривать отдельные дела мирян, связанные с нарушением некоторых религиозных канонов, признанных государством. Они могут налагать незначительные наказания, в основном морально-этического плана (покаяние, отлучение от церкви, запрет службы, лишение церковного сана и т.д.).

Вторая категория религиозных судов — мусульманские (шариатские) суды в тех странах, где ислам является государственной религией. Они выполняют функции государственных судов, рассматривая все дела (гражданские и уголовные), но только в том случае, где обеими сторонами являются мусульмане или стороны согласились обратиться к шариатскому суду (стороны могут также по желанию обратиться в другой, общий суд). Мусульманские суды решают дела по шариату и вправе назначать все виды наказаний, предусмотренные Кораном и сунной, а также мусульманской традицией, вплоть до членовредительства и смертной казни, они вправе применять имущественные и иные санкции в гражданских и семейных делах, но только по нормам шариата.

Суды обычного права (адата) — это преимущественно племенные суды, существующие в некоторых странах Тропической Африки и Океании. Дела в них рассматривают старейшины и племенные вожди, но только между соплеменниками. Их полномочия в настоящее время весьма ограничены, уголовные дела полностью изъяты из их ведения, а гражданские дела касаются лишь племенных обычаев (распределения общинной земли для обработки и выпаса скота, мелкие споры между соплеменниками и т.д.).

Рассмотренные выше судебные органы, в том числе во многих странах и мусульманские суды, играют незначительную роль в судебной системе страны. Судебная власть осуществляется по существу государственными судами, в структуру которых включаются в странах исламского фундаментализма и мусульманские суды, исполнение их решений осуществляется государственными органами.

В самых разных государствах (англосаксонского и континентального права, странах тоталитарного социализма и постсоциалистических государствах и т.д.) существуют две основные разновидности государственных судов: общие суды (суды общей юрисдикции) и специальные. Создание чрезвычайных судов (т.е. создаваемых и действующих в ином порядке, чем это устанавливает закон) конституциями многих стран запрещено, хотя при военных переворотах они создаются.

В тоталитарных социалистических государствах, в некоторых постсоциалистических странах общие суды создаются в соответствии с административно-территориальным делением страны: в районах создаются районные суды, в областях — областные и т.д. Такой подход делает судебную систему более четкой, избавляет от излишних усложнений, но совпадение границ судебных округов (территориальные пределы полномочий судов) со звеньями административно-территориального деления может создавать предпосылки зависимости судов от местных органов государственной власти и управления. Особенно это проявляется, когда суды избираются соответствующими представительными органами (районным советом — районный суд, областным советом областной). В условиях тоталитарных режимов такая зависимость дополняется указаниями органов правящей партии, которая также организуется по административно-территориальному признаку.

В большинстве стран существует иной подход: создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением или совпадающие частично и лишь в некоторых звеньях. Такой подход создает лучшие условия для независимости судебной власти от других органов на местах, но в ряде случаев усложняет судебную систему.

Число ступеней общих судов неодинаково, во многих странах, особенно в странах англосаксонского права, их система усложнена, а компетенция судов иногда не имеет четких разграничений и взаимно перекрещивается. В разных странах имеется обычно от двух до четырех звеньев общих судов; в Индии эта система является более сложной, поскольку наряду с должностью низовых судей — магистратов введены должности их заместителей и субмагистратов, а также существуют специальные суды мунсифов (мунсиф — судья-индус).

Два звена — местные и верховный суд — сравнительно редкое явление, существующее лишь в некоторых странах. В этом случае суд первой инстанции создается в судебных округах, а верховный суд выполняет и апелляционные функции (новое слушание дела с предъявлением всех доказательств), и функции кассационного суда (проверка профессиональными судьями соблюдения закона). Двухзвенная система существует в некоторых постсоциалистических государствах, имеющих лишь районное деление, но не имеющих областного.

Три звена общих судов присущи некоторым государствам с двух-звенным административно-территориальным делением, когда на каждой ступени административно-территориального деления существует свой суд, а во главе системы стоит верховный суд, например, народные районные суды, областные суды и верховный суд в Казахстане. Три ступени могут быть и не связаны непосредственно с административно-территориальным делением, как, например, в Швеции, где существует около ста окружных судов, около двадцати апелляционных и Верховный суд.

Четыре ступени судов существуют во Франции, Италии и ряде других стран. Их число также связано не с административно-территориальным делением (как отмечалось выше, во многих странах создаются специальные судебные округа), а с созданием судов разных по характеру деятельности (судов первой инстанции по рассмотрению незначительных дел, апелляционных судов и др.). Кроме того, в этой группе стран нередко существуют отдельные системы гражданских и уголовных судов. Система гражданских судов во Франции представлена 70 трибуналами инстанции, 181 трибуналом большой инстанции, а отдельная система уголовных судов — полицейскими судами, исправительными трибуналами, апелляционными судами. Всю систему общих судов возглавляет Кассационный суд, являющийся верховным судом и для гражданских, и для уголовных судов.

Особое место в системе общих судов занимают мировые судьи. Для них не обязательно высшее юридическое образование, они часто не получают заработной платы (по традиции в Великобритании судьи некоторых местностей ее получают, а других — нет) и работают на общественных началах. Они рассматривают не только гражданские дела со сравнительно невысокой ценой иска, но и незначительные уголовные дела. Их решения имеют государственный характер. В России мировые суды учреждены законом 1998 г., хотя и с определенными особенностями. Они рассматриваются как суды субъектов Федерации, хотя и входят в общую судебную систему. Их материальное обеспечение возложено на субъекты Федерации, мировые судьи должны иметь юридическое образование.

В федеративных государствах используются разные подходы. В Канаде существует единая система судов, тогда как в США общие суды делятся на суды штатов и федеральные суды: на каждом уровне действует несколько разновидностей судов и судебных инстанций, суды штатов возглавляются верховными судами штатов, а во главе всей судебной системы стоит Верховный суд США.

Специальные государственные суды разнообразны. Существуют суды по делам несовершеннолетних (от судей в данном случае иногда требуется педагогическое образование, хотя бы в объеме курсов), суды по делам военнослужащих (они обычно состоят из военнослужащих, хотя в некоторых странах судьи таких судов являются гражданскими лицами). Эти суды, однако, во многих странах рассматриваются как отделения общих судов. К специальным судам относятся трудовые суды (в их составе часто бывают профсоюзные деятели, выполняющие функции государственного судьи), избирательные суды (в странах Латинской Америки), арбитражные или хозяйственные суды, в некоторых странах суды по морским делам, семейные суды (для разрешения споров по семейному праву) и др. Важное звено во многих странах составляют административные суды: сюда обращаются граждане с жалобами на действия чиновников. Во многих странах (Франции, Италии и др.) административные суды или другие специальные суды (например трудовые в Бразилии, Германии, Украине) образуют иерархическую систему, возглавляемую высшими специальными судами. В России разновидностей специальных судов немного.

Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за конституционностью правовых актов (в некоторых странах аналогичные функции осуществляют общие суды, в других — конституционные советы). Правовые акты, в том числе законы, признанные конституционными судами не соответствующими конституции, утрачивают силу. В некоторых странах существует лишь один конституционный суд (Италия), в том числе и в некоторых федеративных государствах (Австрия). В других федерациях существует федеральный конституционный суд и конституционные суды субъектов федерации (например земель в Германии). В России есть Конституционный Суд РФ, конституционные суды в субъектах — республиках. В других субъектах (областях, краях и т.д.) созданы уставные суды, выполняющие аналогичные функции (они следят за соответствием правовых актов субъекта Федерации уставу этого субъекта).

Создание специальных судов мотивируется необходимостью ускорить правосудие по отдельным категориям дел (действительно, невозможно ждать годы и даже месяцы решения дела, например, по вопросу о заработной плате), обеспечить технически грамотное специализированное осуществление правосудия, наконец, это вызвано общественным мнением, требованиями населения.

Судьи специальных судов также часто ведут процесс с участием заседателей, которые отбираются из числа экспертов, соответствующих профессиональных групп населения (например заседатели в трудовых судах Германии подбираются особыми комиссиями из членов профсоюзов, профсоюзных функционеров). Считается, что это повышает легитимность судебных решений и устанавливает сотрудничество судов с определенной профессиональной группой.

Модели судебных систем. Судебные системы различных стран мира в принципе организованы и действуют в рамках четырех главных моделей: англосаксонской, романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.

В англосаксонской модели существует единая система судов во главе с верховным (высшим судом). Он возглавляет все суды, включая специальные. В данной модели широко используется судебный прецедент. Судья в судебном процессе пассивен, он лишь ведет заседание и не участвует в сборе доказательств, их обязаны предоставлять стороны. Полномочия разделены: присяжные решают вопрос о виновности, судья постановляет решение. Обжалование решений совершается в форме апелляции.

В романо-германской модели нет единой системы судов, она полисистемна. Есть несколько систем судебных органов, которые специализированы (общие суды, трудовые суды, административные суды, финансовые суды и др.), и каждая из этих систем возглавляется своим высшим органом (высший трудовой суд, высший финансовый суд и т.д.). Своя иерархия существует и у судов общей юрисдикции. При данной модели деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко или его использование запрещено. Наряду с апелляцией используется ревизионный и кассационный порядок обжалования (чего нет в англосаксонской системе). Судья активен в процессе. Он не только оценивает, но и сам собирает доказательства. «Судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания, принятии решения. Полномочия судей и заседателей при постановлении решения не разделены.

Для социалистической модели характерна выборность всех судей и народных заседателей непосредственно избирателями, представительными органами или (народных заседателей) трудовыми коллективами, совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный гражданами или местным советом суд действует на этой же территории, в границах этой территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии. Судья и народные заседатели равноправны. Они вместе постановляют решение (включая признание вины и меру наказания) в совещательной комнате.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд. Народных заседателей, ассизов, присяжных не существует. Процесс осуществляется по канонам шариата судьями — знатоками Корана, существуют специфические формы ответственности в гражданском и уголовном праве (в том числе членовредительные наказания, побитие камнями и т.д.). В большинстве мусульманских стран процедуры обжалования решений мусульманского суда не существует, можно обращаться лишь к имаму — высшему духовному лицу (им обычно является монарх). В некоторых странах, например в Нигерии, существует иерархическая система мусульманских судов.

Судейское самоуправление. Независимость судебной власти, решение ее кадровых вопросов обеспечивается, в частности, существованием особого судейского самоуправления. Это — высшие советы магистратуры во Франции, Италии, Румынии, Генеральный совет судебной власти в Испании, Высший совет юстиции на Украине, Высший судебный совет в Болгарии и т.д. Часть их членов занимает места по должности (бывшие президенты республики в Италии, председатель Кассационного суда во Франции, министр юстиции в Польше, Генеральный прокурор на Украине), часть назначается главой государства, часть может избираться парламентом из среды профессиональных юристов, а часть избирается самими магистратами (судьями, прокурорами, судебными следователями). Этот орган решает вопросы о назначении судей, их перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов. Он контролирует поведение судей. В составе органа самоуправления или при нем создаются квалификационные и дисциплинарные комиссии. Что же касается министерства юстиции, то оно должно заботиться прежде всего о материальном и техническом обеспечении судов, не на деле его роль гораздо значительнее.

Источник: 
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Темы: