Структурные факторы социальных проблем

Институциональные (нормативные) ограничения на достижение целей являются источниками девиантного поведения. В своей теории аномии американский социолог Роберт Мертон продемонстрировал, что в институциональной структуре нормы, задающие цели жизнедеятельности, не соответствуют нормам, задающим средства достижения целей. Если в концепции Эмиля Дюркгейма аномия трактуется буквально как «безнормность», то Мертон интерпретировал ее скорее как рассогласованность норм внутри вполне определенной, но противоречивой нормативной системы. По Мертону, в современном обществе существует разрыв между предписываемыми культурой целями достижения материального богатства и делового преуспевания, с одной стороны, и социально одобряемыми, допустимыми в рамках существующих социальных институтов средствами достижения этих целей — с другой. Аномия возникает вследствие противоречия между завышенностью навязываемых индивиду целей и ограниченностью предлагаемых ему «нормальных», «легальных» средств.

Таблица 6.4. Виды поведения по Р. Мертону

Типы поведения Цели (ценности) Средства (нормы)
Конформное поведение + +
Инновационное поведение + -
Ритуальное поведение - +
Ретритистское поведение - -
Бунтарское поведение -/ + - / +

В условиях аномии наряду с поведением, характеризуемым конформизмом — принятием и целей, и средств, возникают и распространяются различные формы поведения, характеризуемого девиантностью — неприятием либо целей, либо средств, либо и того и другого (табл. 6.4). Инновационным Мертон назвал поведение людей, которые, принимая цели, т. е. господствующие ценности, используют средства, выходящие за пределы социальных норм. Ритуальное поведение характеризуется равнодушием индивидов к целям, но беспрекословным следованием нормам. Ретритистское (от англ. retreat — уходить, отступать) поведение характерно для маргиналов, которые вообще «выпадают» из социальных взаимодействий. Бунтарским Мертон назвал поведение, не только отвергающее существующие ценности и нормы, но и вводящее на их место новые.

Институционализация неравенства в виде системы ролевых ожиданий, навязываемых представителям дискриминируемых статусных групп, превращает бедность и преступность в неотъемлемые структурные элементы современного общества. Бедные — это не просто статусная группа, выделяемая на основании уровня жизни, а носители социальных ролей, предполагающих зависимость в отношениях с представителями высших слоев, пассивность, неспособность к адаптации и подозрительность поведения. Идентификация человека как бедного, ориентация взаимодействий с ним на этот статус и на связанные со статусом ролевые ожидания ограничивают взаимодействие схемами благотворительности, контроля за поведением, дискриминации, исключения из тех видов деятельности, которые характерны для благополучных статусных групп. Всё это не позволяет индивиду выйти из состояния бедности. Аналогичным образом дискриминации и ограничениям подвергаются люди, идентифицируемые как преступники или склонные к преступным действиям. В результате такие социальные институты, как полиция, судебная система, система социального обеспечения, социальная работа, не только регулируют и не столько снижают преступность и бедность, сколько воспроизводят их как институционализированные формы взаимодействия и идентичности.

Воспроизводство неравенства в виде социальных классов и слоев со специфическими ценностными ориентациями и образом жизни также порождает проблемы, обусловленные структурными особенностями современного общества. Статусная дифференциация доступа к ресурсам — источник социальных конфликтов. Теория классовой борьбы Карла Маркса и теория социального конфликта Ральфа Дарендорфа исходят из того, что неравенство заставляет людей объединяться и организовываться для борьбы за перераспределение социальных благ. В результате возникают социальные движения как формы развития и разрешения социальных конфликтов. Традиционные социальные движения — либеральное и рабочее, ориентированные на борьбу против экономических и политических привилегий и ограничений, — теперь сосуществуют и конкурируют с новыми социальными движениями, борющимися за изменения в сфере культуры. Это такие новые социальные движения, как молодежное, экологистское, движения за гендерное равенство, в защиту прав этнических и сексуальных меньшинств и т. д.

В современной социологии получила распространение также концепция, согласно которой социальные проблемы — это символические конструкты. Объективно уровни преступности, насилия, бедности, наркомании и пьянства могут быть высокими, но в обществе это не воспринимается как проблема. Только выдвижение определенными социальными группами и движениями требований изменить ситуацию может перевести какое-либо социальное явление в разряд проблем. Такой подход, развиваемый американским исследователем Джоном Китсьюзом и его последователями, получил название конструк-ционизма. Под социальной проблемой понимаются не объективно сложившиеся условия, а деятельность индивидов и групп, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения о существовании проблемы и требования ее решить. Социальная ситуация становится социальной проблемой, когда кто-то преуспел в выдвижении соответствующих утверждений и требований.

Дискурсы социальных проблем конкурируют за внимание публики в средствах массовой информации, в общественных организациях, в повседневном общении людей. На этих публичных аренах одни явления приобретают статус проблемы, другие утрачивают его. Конструкционистский подход часто противопоставляют структурному объяснению социальных проблем. Однако те группы и движения, которые конструируют проблему, возникают и добиваются успеха потому, что сложились структурные предпосылки для успешного продвижения данной социальной проблемы на публичных аренах. Новые социальные движения, выдвигающие требования относительно решения тех или иных социальных проблем, тем самым способствуют социальным изменениям.

Ключевые слова: Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Проблема социального прогресса
Хмелевская С.А., Социальная философия и социология
Социально психологический анализ общества
Деркача А.А., Социальная психология
Личность и социальные роли
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Социальная философия
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Как формируется социальный институт?
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальные группы и общности
Ритерман Т.П., Социология
Социальный контроль и девиантное поведение
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Объект и предмет социологии
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Оставить комментарий