Структура (строение) общества

Адаптация общества как системы может осуществляться не только посредством специализации функций и дифференциации подсистем по сферам жизнедеятельности. Оно приспосабливается к меняющимся условиям благодаря внутренней упорядоченности, согласованности взаимоотношений социальных групп, социальных институтов и норм, составляющих социальную структуру общества. Понятие «структура» отражает определенную форму устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов (рис. 4.1). Именно структура определяет устойчивость и стабильность общества как системы.


Общество является результатом взаимодействия людей. В основе социального взаимодействия лежат потребности и интересы. Они выступают мотивами деятельности, т.е. тем, что побуждает человека к социальному действию. Потребности человека могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется им самим. Однако существуют общезначимые потребности, которые он не в состоянии реализовать в одиночку. Эти потребности являются общими для множества людей. Для их удовлетворения индивид объединяется, кооперируется с другими индивидами и создает социальные группы.

Социальная группа понимается как совокупность людей,  которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Социальные группы обладают устойчивостью, стабильностью, однородностью, сплоченностью. Самые ранние группы — родовые общины, племя и т.д. — были вызваны к жизни преимуществами коллективных форм совместной жизни.

 К социальным могут быть отнесены: половозрастные группы (старики, дети, взрослые, мужчины, женщины); национальные (англичане, французы, русские); профессиональные (инженеры, токари, шоферы); религиозные (православные, протестанты, католики); политические (консерваторы, либералы, радикалы); территориальные (горожане, селяне).

Потребности социальных групп характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, сопряженностью (т.е. удовлетворение одних потребностей влечет за собой целый комплекс других потребностей). Среди общезначимых или фундаментальных следует отметить потребности:

  • в производстве и распределении товаров, услуг и информации, необходимых для выживания членов общества;
  • в нормальном психофизиологическом жизнеобеспечении;
  • в саморазвитии и познании;
  • в коммуникации между членами общества;
  • в демографическом воспроизводстве;
  • в воспитании и обучении детей;
  • в контроле за поведением членов общества;
  • в обеспечении безопасности.

Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты.

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество. Например, брак и семья — это социальные институты, назначение которых состоит в воспроизводстве новых членов общества, их воспитании. Потребность в безопасности и правопорядке обеспечивают государство и право. Свое назначение государство осуществляет через согласование разнородных интересов, формирование на их основе всеобщего интереса и его реализацию с помощью государственной власти. Право в качестве социального института представляет собой свод правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами. Потребность в поисках смысла жизни, истины, идеалов реализуется посредством такого социального института, как религия.

Социальные институты объединяют совместные усилия людей, сводят их социальное поведение к определенным образцам и стандартам. Их называют социальными ролями.

Социальная роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями (статусом).

Упорядоченность социальных связей и взаимодействий в обществе в значительной мере обусловлена наличием в нем социальных норм и ценностей. Социальное поведение человека осуществляется на основе представлений о добре и зле, формируемых культурой. Культура посредством ценностей, верований, норм, правил, идеалов в определяющей мере регулирует поведение людей, отбирает те образцы и стандарты поведения, которые разделяются большинством общества. Этот отбор осуществляется на основе социальных ценностей.

Ценности — общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, с помощью которых он должен их достичь.

Ценности обобщаются в морали, религии. Например, систему ценностей составляют десять заповедей из Нагорной заповеди Христа: «не убий», «чти отца своего и мать свою» и др. На основе ценностей формируются социальные нормы (правила).

Социальные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.

Соблюдение этих правил обеспечивается путем применения поощрений и наказаний.

Наиболее важное значение в механизме регуляции взаимодействий между людьми имеют правовые нормы и нормы морали. Правовые нормы являются общеобязательными в силу их связи с государством и опираются на возможность государственного принуждения, которое осуществляют правоохранительные органы. Требования норм морали обеспечиваются силой общественного мнения, и их нарушение порой имеет не менее тяжкие последствия для нарушителя, чем несоблюдение правовых норм.

Ключевые слова: Общество
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Идея ненасилия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Язык и общество, язык и личность
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Общество как комплексный феномен культуры
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Мировое сообщество
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Философия как фактор духовного развития человека и общества
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Социально психологический анализ общества
Деркача А.А., Социальная психология
Человек и природа. Географическая среда и ее влияние на развитие общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий