Структура психологии большой социальной группы

Выделяют следующие общие признаки больших групп.

  1. Нравы, обычаи, традиции.
  2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»). Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.
  3. Специфический язык.
  4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.

Исследователи выделяют две составные части этой структуры:

  1. психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);
  2. эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение).

Психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

Французская школа разработала концепцию социальных представлений С. Московиси, которая предлагает метод исследования больших групп. Анализируются социальные представления различных больших групп, и через них познается их психология. Так считают А. В. Донцов, Т. П. Емельянова. По мнению Г. М. Андреевой, социальные представления вырабатываются на основе опыта, деятельности группы, обращаясь к житейскому опыту, способствуют формированию групповой идентичности.

Из этой концепции вытекает понятие менталитет как интегральная характеристика некой культуры, отражающей своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Ключевые слова: Группа
Источник: Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Материалы по теме
Неформальные молодежные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповой психотерапевт
Александров А.А., Современная психотерапия
Правила функционирования примитивной группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Массовые явления в больших группах
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Инновации в группе
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Групповые процессы
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Исследования групподинамических процессов в сетевых сообществах
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Модели развития групп
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий