Структура психологии большой социальной группы

Выделяют следующие общие признаки больших групп.

  1. Нравы, обычаи, традиции.
  2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»). Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.
  3. Специфический язык.
  4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.

Исследователи выделяют две составные части этой структуры:

  1. психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);
  2. эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение).

Психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

Французская школа разработала концепцию социальных представлений С. Московиси, которая предлагает метод исследования больших групп. Анализируются социальные представления различных больших групп, и через них познается их психология. Так считают А. В. Донцов, Т. П. Емельянова. По мнению Г. М. Андреевой, социальные представления вырабатываются на основе опыта, деятельности группы, обращаясь к житейскому опыту, способствуют формированию групповой идентичности.

Из этой концепции вытекает понятие менталитет как интегральная характеристика некой культуры, отражающей своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Ключевые слова: Группа
Источник: Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Материалы по теме
Особенности психологии социальных классов
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние группового меньшинства
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий