Стресс и синдром эмоционального выгорания

Стресс (англ. stress — напряжение) — это состояние организма, функционирующего в условиях повышенной стимульной активности.

В любом поведении можно обнаружить стимул и ответную реакцию. В любой ответной реакции можно выделить два компонента: специфический (присущий только данному стимулу) и неспецифический (независимый от типа и вида стимула). Неспецифический компонент ответной реакции называется иначе неспецифическим ответом. Он рассматривается в психофизиологии в рамках теории общего адаптационного синдрома (Г. Селье, 1936 г.).

Под общим адаптационным синдромом понимают универсальную приспособительную реакцию организма, точнее, набор реакций всех функциональных систем, общая цель которых — повышение жизнеспособности организма. Особенностью приспособительных реакций является их однотипный характер на разные по качеству стимулы; именно поэтому общий адаптационный синдром имеет четко установленные физиологические проявления и соответствующие им биохимические изменения организма.

С понятием общего адаптационного синдрома неразрывно связано понятие стресса. При стрессе человек оказывается перед необходимостью работы в сложных условиях. Диапазон сложности может варьировать от минимального (незначительных задач) до максимального ( ситуаций экстремальных, даже опасных для жизни). В стрессе стимулы получили специальное название, указывающее на их действие: стрессоры, или стрессовые факторы.

Для каждого организма существует режим его оптимального функционирования, в границах которого проявлений адаптационного синдрома нет. Деятельность в таком режиме означает, что влияющие стимулы по силе не превышают определенного уровня (для каждого стимула своего). Любое сколько-нибудь значимое отклонение от привычного ритма жизни, иными словами — превышение силы допустимого предела стимула, может рассматриваться как элемент стресса.

В общем адаптационном синдроме различают три стадии.

  • Первая стадия, или стадия тревоги, весьма кратковременна (от мгновения до нескольких минут, в зависимости от силы стрессового фактора и тренированности организма). Организм получает настораживающий сигнал, т.е. стимул, который нарушает равновесие в организме, а значит, ослабляет его. Как следствие, начинается немедленная мобилизация имеющихся резервов, запуск адекватных (в норме) защитных реакций организма. Психологически в это время индивид начинает испытывать нарастающую тревогу, напряжение, неясный дискомфорт.
  • На второй стадии сопротивляемости, или резистентности, организм усиленно работает над восстановлением своих функций. Это период максимально эффективной адаптации, связанной с повышенными энергозатратами и психическим напряжением.
  • Третья стадия связана с наступлением утомления, когда происходит истощение организма и нарушаются адаптационные процессы.

После «отключения» стимула (прекращения воздействия) организм вступает в период восстановления и обычно постепенно успешно восстанавливается. Более того, в случае умеренного (по силе и длительности) воздействия негативного стимула возникает феномен тренирующего эффекта. Он характеризуется повышением функциональных возможностей, повышением устойчивости организма к воздействию различных негативных стимулов. Поэтому для формирования тренирующего эффекта адаптационного синдрома непременным условием должна быть небольшая (посильная) сила стрессового фактора. В западной психологии введены даже специальные понятия эустресса («нормального стресса») и австресса («хорошего стресса»), которые способствуют выработке позитивных адаптационных механизмов реакции и поведения.

В тех случаях, когда сила стрессового фактора оказывается чрезмерной и непосильной для организма, истощение достигает такой степени, что восстановления не происходит. Естественно, нет и никакого тренирующего эффекта. Индивид не может самостоятельно справиться с результатами воздействия. Складывается ситуация, когда функции организма окончательно не восстановлены, но резервы полностью вычерпаны. На фоне такого истощения происходит дальнейшее ослабление защитных сил организма, вплоть до его полного разрушения (гибели). Такой процесс разрушения получил специальное название «дистресс» (англ. distress — бедствие). Состояние дистресса всегда серьезно отражается на здоровье человека, нередко приводя к развитию заболеваний.

Таким образом, в зависимости от выраженности стрессовых факторов, то есть силы стимульных агентов и начального состояния организма, стресс может оказывать на организм (и деятельность) как положительное влияние (тренирующий эффект), так и отрицательное (истощение), вплоть до полной дезорганизации.

В психологическом плане стресс запускает усвоенные ранее регрессивные модели поведения и заставляет личность адаптировать их применительно к данной ситуации. В памяти закрепляется некая модель поведения. Повторение стресса приводит к повторению закрепленной модели. Результат позитивен, если изначальная регрессивная модель подверглась нужной трансформации. В случае когда адаптации не произошло и закрепляется объективно неверная модель поведения, сама личность субъективно рассматривает ее как оптимальную. Так формируется механизм проблемного решения,    которое рано или поздно    выльется во внутриличностный конфликт и разрешится кризисом. Важно понимать, что человек способен путем обучения освоить модели адекватного поведения в стрессовых ситуациях и, таким образом, успешно противостоять негативному воздействию стрессовых факторов.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) описывает состояние человека, которому приелась его работа; она ему настолько наскучила, что надлежащее выполнение профессиональных обязанностей вызывает в глубине души явное отвращение; выражаясь образно, работа «достала!». Интерес к работе частично утрачивается. Это - личная драма индивида.

СЭВ включает в себя разнообразные проявления негативного эмоционального фона, прежде всего, депрессию, апатию, снижение работоспособности. Существенной стороной СЭВ, не описанной в литературе, является скрытая ненависть, антипатия и агрессия к социуму, прежде всего в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей.

Что делает жизнь яркой и красочной? Интересные события! Это - всегда открытие чего-то нового. Не важно, в какой форме: нового знакомства, прически, еды, музыки, победы над противником, и т.п., лишь бы такое новое приносило удовлетворение и радость. СЭВ возникает тогда, и тем сильнее и чаще, чем монотоннее и однообразнее труд.

СЭВ проявляет себя, прежде всего, в социуме! Установлено, что СЭВ обычно появляется начиная с 30 лет (в последние годы и раньше), в период так называемого «карьерного плато».

Кто чаще подвержен СЭВ? Можно выделить, по меньшей мере, два типа профессионалов:

  • лица творческие, постоянно ищущие в своей работе что-то новое;
  • лица, для которых творчество в работе отходит на второй план; для них целью становится карьерный рост, дающий им право на социальную доминантность (материальное положение, власть, престиж, славу).

Для лиц первого типа, творческих, СЭВ наступает с момента исчерпания возможностей для творчества, при выполнении рутинной работы это случается после полного овладения уровнем мастерства (дальше учится нечему). Отсутствие творчества их гнетет и перерастает во враждебность, направленную на социальный источник, точнее, носитель рутинности (например, говоря о сфере медицины, это больные).

Все естество лиц второго типа, условно говоря, карьеристов, направлено на захват «социальной территории» и ее удержание. Образно говоря, это социальная война. В ней, как и в обычной войне, субъект взаимодействует с неизвестным фактором «Х». С этой точки зрения построение карьеры - есть не что иное, как элемент специфического творчества. Поскольку социальные войны, в той или иной форме, обязательно присутствуют в жизни человека, получается, что личности, получающие от побед в данной сфере удовлетворение (кайф), практически никогда не подвержены СЭВ (или подвержены гораздо реже и позднее, чем лица первой группы).

Какие меры борьбы и профилактики СЭВ? Фактически, путь один -смена интересов и приоритетов, активные поиски и создание нового в своей приевшейся работе; ведь именно так появилось явление хобби.

Ключевые слова: Стресс
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Стресс и обучение в группе
Фопель Клаус, Психологические принципы обучения взрослых
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1)
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Общие положения в отношении реакций на тяжелый стресс и нарушения адаптации
...
Стресс на работе
...
Эмоции и стресс
Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека
Концепция стресса Г. Селье
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Оставить комментарий